Административно-правовые отношения особенности виды и структура

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

Административно-правовые отношения особенности виды и структура
Определение 1

Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Пример 1

Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами.

Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание.

Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих.

Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права.

Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения.

Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности.

И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Определение 2

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений

Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.

Замечание 1

В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правовых отношений

В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:

  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;

Замечание 2

Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Юридические факты

В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.

Определение 3

Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.

Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью.

В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта.

Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovye-otnoshenija/

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения особенности виды и структура

Административно-правовые отношения по своей сущности сложны и многогранны, их теоретическое осмысление представляет некоторые трудности.

Связано это с тем, что данные правоотношения имеют определенную взаимосвязь практически со всеми не менее сложными институтами административного права.

При этом их природа обусловлена основными чертами как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, или другими словами, управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.

Замечание 1

Кроме того, принципиальным положением считается то, что граждане, как участники и субъекты административно-правовых отношений, имеют возможность на защиту своих нарушенных прав и свобод в случае неправомерных действий органов управления или их конкретных должностных лиц.

Специфика структуры административно-правовых отношений

Структура административно-правовых отношений, как и любых других правоотношений, состоит из трех основных элементов:

  • субъектов;
  • объекта;
  • содержания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако в связи с особенным природным строением и направленностью, каждый их данных элементов в административно-правовых отношениях обладает некоторой спецификой, поэтому следует рассмотреть их более подробно.

  1. Субъекты.

    Главнейшим показателем субъектов административно-правовых отношений считается присутствие у них материального или же процессуального административно-правового статуса, совокупность которого составляют права, прямые обязанности, ответственность. В этом случае речь идет о двух следующих категориях:

    * административная правоспособность;* административная дееспособность.

  2. Объект.

    Объектом административно-правового отношения принято считать какие-либо воздействия субъектов административного права, которые могут сказываться на них как положительно, так и отрицательно. Например, принятие должностным лицом соответствующего правового акта управления или совершение военным административного правонарушения.

  3. .

    административно-правовых отношений тесно связано с их субъектами.

    Оно включает в себя их права, обязанности, запреты, ограничения, а также процессуально-правовой режим их претворения в жизнь, выполнения, соблюдения либо правовой защиты .

    Важной деталью содержания административного правоотношения считаются общественные прямые обязанности и права, субъекты реализации которых являются участниками общественного правоотношения.

Ключевые особенности административно-правовых отношений

Административно-правовое отношение – это разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает как общими признаками, характерными для всех правоотношений, так и отличительными, присущими только сфере административного права.

Среди общих признаков следует назвать:

  • первичность правовых норм, влекущих регулирующее воздействие правоотношения на конкретную сферу общественных отношений;
  • регламентация правовой нормой поступков участников правоотношения, придающая им юридическую силу;
  • регламентация прав и обязанностей участников правоотношения в рамках правовой нормы;
  • специфичность состава всякого вида правоотношений, деталями которого считаются субъекты (участники отношений), объект (то, насчет чего появились эти отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).

Замечание 2

Вместе с перечисленными общими признаками, административно-правовые отношения имеют ряд отличительных особенностей. Вопрос об этом в научной литературе представляется дискуссионным и в настоящее время весьма актуален.

Так, среди данных отличительных особенностей обозначаются следующие:

  1. В отличие от гражданско-правовых и ряда иных видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых в связи с этим отсутствует юридическое равенство сторон. Естественно, для административно-правовых взаимоотношений по вертикали, когда управление подразумевает подчинение участников общей работы единой правящей воле, такой расклад аргументирован. Но с предоставлением Конституцией РФ более широких возможностей субъектам РФ и органам местного самоуправления, развитием рыночных отношений, все большее распространение получают отношения между участниками по горизонтали, что подразумевает их равноправие.
  2. Характер государственно-управленческой работы обусловливает потребность выделения субъекта управления, который в своей зоне ответственности должен реализовывать государственно-властные полномочия для защиты общественных интересов, конституционных прав и свобод граждан.
  3. Сфера административно-правовых отношений считается управляемой сферой. А значит, в ней находят отражение все главные качества, свойственные государственному управлению, а также общественные интересы, реализуемые в ходе практического воплощения функций органами исполнительной власти и местной администрацией.
  4. Административно-правовые отношения являются организационными, то есть образуются по инициативе каждой из сторон.
  5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как во внесудебном административном порядке, так и в некоторых случаях при обращении в суд.
  6. Административно-правовые отношения образуются, меняются и прекращаются при наличии критериев (юридических фактов), предусмотренных административно-правовыми нормами.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativno-pravovye_otnosheniya/osobennosti_administrativno-pravovyh_otnosheniy/

Помощь закона
Добавить комментарий