Границы муниципальных образований

Установление границ муниципальных образований, межселенных территорий, населённых пунктов

Границы муниципальных образований

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»        

      Реферат

      по дисциплине: «Территориальное планирование и прогнозирование»

      на тему: «Установление границ муниципальных образований, межселенных территорий, населённых пунктов»        

      Выполнил:

      студент группы: ЗиК-М-2011

      Озолин А. В.

      Проверил: Ефимов И. Д.      

Тверь

2011

1. Введение

Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах.

Кроме этого, границы муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов местного самоуправления, а также выступают, как основные элементы территориальной структуры муниципального образования.

Установление территории и границ – необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории.

При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования.

Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними.

Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю.

Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

Цели данной работы:

1. разъяснить основные понятия и определения, затрагивающих вопросы по установлению границ муниципальных образований

2. указать основные пути установления (изменения) границ муниципальных образований.

3. Указать возможные способы закрепления административной границы муниципальных образований на местности

3. указать основные проблемы, возникающие при установлении границ муниципальных образований, а также указать возможные пути их решения1.            

2. Основные виды муниципальных образований. Межселенная территория.

В силу положений пункта 1 части первой статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года должны были установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского поселения, городского округа, муниципального района.

Для понимания вопросов, касающихся границ муниципальных образований необходимо чётко понимать суть понятий «муниципальное образование» а также знать об основных видах муниципальных единиц.

Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальное образование –  городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Под муниципальным образованием обычно понимают либо муниципальный район (который состоит из городских и сельских поселений, либо городской округ, либо внутригородскую территорию.

Муниципальный район                 Городской округ          Внутригородская

территория

-городские поселения

-сельские поселения

Схема 1. Виды муниципальных образований

Рис. 1 Муниципальные районы Тверской области

-Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. (например, Нелидовский муниципальный район Тверской области).

-Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

-Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

-Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, также в Тверской области;

-Городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

  К городскому поселению могут относится пункты, не имеющие статуса города (например, в Бежецком муниципальном районе к городскому поселению помимо города Бежецк относятся сельские населённые пункты – д. Ивановское, д. Пестиха,  д.

Трофимцево, а в Калининском районе к городскому поселению относятся посёлки городского типа «Васильевский Мох», «Орша», «Суховерков» )

На данный момент в Тверской области образовано 405 муниципальных образования

-36 муниципальных районов,

-7 городских округов

-318 сельских поселений,

-44 городских поселений.

По данным Федеральной Службы государственной статистики по Тверской области на 1 января 2008 года также насчитывается:

-23 города

-28 посёлков городского типа

-9529 сельских населённых пунктов

Отдельно следует упомянуть межселенную территорию, не являющуюся административной единицей.

Межселенная территория (в российском муниципальном праве) — территория, находящаяся вне границ поселений (такие территории непосредственно входят в состав муниципального района).

Согласно законодательству могут образовываться на территориях субъектов Российской Федерации с низкой плотностью населения.

Площадь межселенных территорий в разных субъектах Российской Федерации может быть различной — в регионах с высокой и средней плотностью населения их вообще нет, в отдельных регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока межселенные территории охватывают практически всю территорию.

На межселенных территориях все вопросы местного значения решаются муниципальным районом, а все доходы местных бюджетов, установленные законами, поступают в бюджет муниципального района.

Примером межселенной территории может служить Межселенная территория Залитских островов в Псковской области.

На территории Тверской области межселенной территории не имеется (все земли, которые находятся за границами населённых пунктов, относятся к сельским поселениям, которые в свою очередь стыкуются между собой «граница в границу», не оставляя свободной территории).

То есть граница межселенной территории образуется из границ поселений смежных с ней, а площадь межселенной территории образуется путём «вычитания» из площади муниципального района (субъекта РФ) площади всех сельских поселений (муниципальных районов).

          

3. Установление границ муниципальных образований (городских и сельских поселений), входящих в состав муниципального района.

В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существует широкий ряд правил установления границ муниципальных образований:

– территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

-территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения

-в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

– в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый); сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения

-границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях

-границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и т.д.

Источник: http://stud24.ru/land/ustanovlenie-granic-municipalnyh-obrazovanij-mezhselennyh/191799-558638-page1.html

Порядок изменения границ муниципального образования

Границы муниципальных образований

> Земля > Порядок изменения границ муниципального образования

При слове «граница» многие из вас наверняка представляют пограничные столбы, пропускные пункты и другие символы, которые находятся на рубеже, отделяющем одно государство от другого и охраняемом суровыми пограничниками. Вместе с тем, не видимые взору пределы существуют также и внутри государств. В частности, к ним относятся рубежи муниципалитетов.

  • Что такое граница муниципалитета
  • Требования, предъявляемые к границам муниципальных образований
  • Зачем осуществляется изменение и учёт границ муниципальных образований
  • Субъекты инициативы по изменению пределов муниципалитета
  • Принципы, по которым реализуется подобная инициатива
  • Порядок изменения рубежей муниципалитетов

Порядок установления и изменения границ муниципального образования в современной России урегулирован благодаря закону, который называется «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тому, как границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются, посвящены статьи с десятой по тринадцатую вышеуказанного нормативного акта.

Что такое граница муниципалитета

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

В самых общих словах, под границей муниципального образования понимается некая условная черта, с установлением которой становится возможным отделить территорию интересующего нас муниципалитета от территории других населённых пунктов, а также в том числе, межселенных территорий, не входящих в состав ни одного муниципального образования.

Требования, предъявляемые к границам муниципальных образований

Они указаны в одиннадцатой статье закона, которая прописывает принципы, согласно которым организуется самоуправление на местном уровне власти. Перечень требований включает в себя следующие пункты:

  • Вся земля, находящаяся в пределах границы Российского государства, поделена на городские округа, а также муниципалитеты, которые называются поселения.
  • Муниципальные районы включают в себя земли абсолютно всех поселений, включённых в него, в том числе, и межселенные территории.
  • В территорию поселения включаются участки земли, на которых исторически проживали люди, участки, необходимые для развития, участки для рекреации и участки, предназначенные для использования всеми людьми, проживающими в этом муниципалитете.
  • В территорию, относящуюся к городскому округу, включаются земли, принадлежащие муниципалитетам, участки для развития, участки для рекреации и земли, предназначенные для использования всеми людьми, проживающими в данном муниципалитете.
  • В территорию, относящуюся к любой форме муниципального образования, могут входить участки, различающиеся по разновидности формы собственности, а также в том числе, и по их целевому назначению.

Зачем осуществляется изменение и учёт границ муниципальных образований

Можно выделить несколько причин, по которым государству понадобилось принять вышеупомянутый нормативный акт. К ним относятся следующие:

  1. По положениям закона, если сельское поселение либо иной населённый пункт при пересмотре границ двух регионов будет расположено в обоих регионах одновременно, то это является недопустимым по требованиям законодательства, поскольку затруднит учёт рубежей муниципального образования и вызовет по этой причине потенциальные конфликты между органами власти соседних регионов. В связи с этим на уровне субъектов федерации и местном уровне потребуется пересмотреть границы этого муниципалитета на основе вышеупомянутого законодательного акта, чтобы оно было полностью включено в территорию только одного региона.
  2. Принятие этого закона значительно облегчило процесс реформ органов власти на уровне сельских поселений и иных населённых пунктов, а также учёт их достижений или неудач.
  3. С его помощью стало возможным улучшить качество и эффективность мероприятий, проводимых властью на уровне местного самоуправления. Например, это выражается в том, что стало намного проще включить в пределы территории сельских поселений и иных населённых пунктов участки земли, которые необходимы ему для поддержания жизнедеятельности и обеспечения нужд людей.

Субъекты инициативы по изменению пределов муниципалитета

Согласно российскому законодательству изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе следующих субъектов:

  1. Народонаселение.
  2. Федеральные государственные органы.
  3. Государственные органы субъектов федерации.
  4. Муниципальные органы либо, иными словами, органы местного самоуправления.

Принципы, по которым реализуется подобная инициатива

Установление и изменение пределов территории сельских поселений и иных населённых пунктов осуществляется народонаселением так, как предписано законом федерального уровня и законом соответствующего региона России, который обязан не устанавливать нормы, противоречащие закону федерального уровня.

Эти нормативные акты регулируют то, как должна выдвигаться инициатива, выступающая в качестве первопричины проведения референдума на местном уровне, на котором будет приниматься решение об изменении или отказе от установления новых рубежей сельского поселения либо иного населённого пункта.

Если же пределы сельских поселений и иных населённых пунктов собирается устанавливать или изменить государственная власть на уровне региона или федерации либо местная власть, то они могут сделать это, оформив соответствующее решение и осуществив надлежащий учёт изменений.

При этом, если народонаселение добьётся права на референдум, то до тех пор, пока он не будет проведён, законодательство не позволяет изменять закон о принципах местного самоуправления, а именно положения, которыми устанавливаются либо изменяются рубежи сельских поселений и иных населённых пунктов.

Необходимо отметить, что законодатель установил в законе, регулирующем принципы, по которым организуется местное самоуправление в России, следующую презумпцию: без запроса и сбора мнений, проживающих в муниципалитете людей, не допускается изменять пределы этого населённого пункта. Поэтому если население категорически против любой перекройки рубежей муниципалитета, то все мероприятия, направленные на изменение действующих границ, будут признаны незаконными и должны быть отменены.

Как гласит российское законодательство, новые пределы населённых пунктов могут устанавливаться после проведённого должным образом референдума, на котором большинство голосующих выступило за изменения.

Порядок изменения рубежей муниципалитетов

Органы власти осуществляют учёт изменений рубежей не только самих населённых пунктов, но также и пределов территорий и районов, которые входят в состав этих населённых пунктов.

Закон, определяющий принципы, по которым осуществляется организация местного самоуправления на территории нашей страны, классифицирует виды границ муниципалитетов и чётко определяет порядок действий, необходимых для изменения пределов этих муниципалитетов.

  1. Если требуется изменить рубежи муниципальных районов, после чего некоторая часть территорий, относящаяся к изменяемому муниципальному району, отойдёт к другому району или муниципалитету, то в этом случае обязательно нужно заручиться поддержкой проживающих в населённом пункте людей, которую они должны выразить либо с помощью ания, либо во время схода. При этом представительный орган муниципалитета предоставляет своё мнение, которое должно учитываться перед принятием решения об изменении пределов муниципального района.
  2. В случае если планируется изменение пределов муниципальных районов и поселений, входящих в состав этих районов, из-за чего территория муниципального района должна перейти к городскому округу, то порядок действий будет следующим: население как городского округа, так и поселений должно быть согласно на такой шаг, равно как и представительные органы соответствующих муниципалитетов. Кроме того, необходимо заручиться поддержкой людей, проживающих в соответствующем муниципальном районе, рубежи которого изменяются. Эта поддержка должна быть выражена представительным органом.
  3. Если намечается изменение рубежей поселений, из-за которого часть территории одного поселения перейдёт во владение другого поселения, то в данном случае необходимо заручиться согласием людей, проживающих как в первом, так и во втором поселении, которое они выражают при помощи ания либо во время схода. Кроме того, от представительных органов обоих поселений должны поступить официальные бумаги, в которых они представляют свою чёткую позицию касательно вопроса изменения границ муниципалитетов.
  4. В крупных городах, например, Москве, в которых есть деление города на внутригородские районы, закон предоставляет возможность осуществлять изменение пределов этих районов. Чтобы сделать это, достаточно узнать мнение людей, проживающих в районах, границы которых изменяются. Это мнение должно быть выявлено с помощью способов, прописанных в уставе внутригородского района. Также представительный орган города (в случае с Москвой — это Московская городская дума), в котором есть деление на внутригородские районы, обязан предоставить согласие с планирующимся изменением рубежей внутригородских районов.

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://domovik.guru/zemlya/poryadok-izmeneniya-granits-munitsipalnogo-obrazovaniya.html

Границы муниципальных образований: установление и изменение

Границы муниципальных образований

Установление и изменение границ муниципальных образований происходит согласно законам субъектов Российской Федерации.

Ранее Законом о местном самоуправлении (был принят в 1995 году) такой вопрос находился полностью в ведении этих субъектов, однако принятый в 2003 году Закон о местном самоуправлении ввел критерии, на основании которых могут устанавливаться границы различных муниципальных образований.

Перечень критериев, позволяющих установить границы муниципальных образований

К этим критериям относятся следующие:

  • территория такого субъекта разграничивается между поселениями, при этом в нее могут не входить территории, содержащие низкий процент населения (кроме территорий, прописанных в пункте 3 части 1 статьи 11 указанного Закона);
  • территории поселений (кроме тех, которые принадлежат городским округам) и межселенных территорий, формирующихся на территориях с малым числом населения и на упраздняемых поселенческих территориях, находятся в составе муниципальных районов;
  • территория поселения складывается из населенных пунктов, располагающихся на исторических землях, а также прилегающих к ним землях общепользовательского типа, традиционного природопользования, используемых для развития поселения и рекреационных;
  • территория поселения состоит из земель вне зависимости от их форм и целевого назначения;
  • территория поселения городского типа может включать один город либо поселок, включая территории, которые определены под развитие его инфраструктуры, согласно генеральному плану этого поселения (сюда также могут входить сельские/поселковые земли, которые не являются образованиями муниципального типа);
  • территория поселения сельского типа может включать (чаще всего) один сельский или поселковый населенный пункт, число жителей которого превышает 1000 человек (если плотность населения большая, то должно быть более 3000 человек), помимо этого могут быть включены группы населенных пунктов с общей территорией и числом жителей менее 1000 человек в каждом (при высокой численности населения должно быть менее 3000 в каждом);
  • законы субъектов страны, на основании которых можно установить и изменить границы муниципальных образований, в обязательном порядке должны содержать список населенных пунктов, которые располагаются на подобных территориях;
  • если село имеет численность жителей менее 1000 человек, то обычно он включается в состав территории поселения сельского типа;
  • согласно законам субъекта Российской Федерации статус сельского поселения на основании численности населения и доступности поселения по территориальному признаку может получить сельская территория, состав населения которой не превышает 1000 человек;
  • административным центром района муниципального типа может являться город, который имеет статус городского округа, расположенный в границах этого района (или поселок с похожим соответствием);
  • границы сельского поселения, состоящего из двух и более пунктов, обычно устанавливаются на основании пешеходной доступности до административного центра с учетом обратного пути в течении одного рабочего дня (он должен быть доступен для всех пунктов, входящих в состав такого поселения), границы муниципального района — на основании транспортной доступности до административного центра с учетом обратного пути на протяжении одного рабочего дня (эти условия также должны соблюдаться для всех пунктов, входящих в состав района), исключением является территория с малой плотностью населения в сельских местностях, а также территории, которые слишком отдалены и находятся в труднодоступных местах;
  • территориально населенный пункт должен полностью находиться на территории поселения;
  • поселение не может территориально находиться в составе другого поселения;
  • территория городского округа не должна территориально входить в состав муниципального района;
  • границы территории муниципального района формируются на основании необходимости создания условий для решения задач местного значения, имеющих межпоселенческий характер, органами местного самоуправления муниципального района, включая выполнение на всей его территории некоторых полномочий государства, которые передаются им законами федерального значения и законами субъектов государства;
  • территория поселения должна целиком находиться в составе территории муниципального района.

Органы государственной власти субъектов страны также занимаются изменением уже сформированных границ муниципальных образований. Помимо этого органы самоуправления могут инициировать изменение границ таких образований, давая в некоторых случаях согласие на такие изменения.

Что нужно для инициации изменения границ муниципального образования

Если население инициирует изменение границ муниципального образования, то реализация такой инициативы проводится согласно федеральному закону и принятым согласно ему законам субъекта государства для инициации проведения референдума местного значения.

Замечание 1

Подготовку этого реализуют органы местного самоуправления и государственной власти на базе решений этих самых органов.

Пункты Закона о местном самоуправлении (действует с 2003 года), которые относятся также к вменению границ муниципальных образований в сравнении с Законом о местном самоуправлении от 1995 года содержат больше правовых гарантий, направленных на учет мнения населения касательно изменения территориальных границ, в черте которых выполняется местное самоуправление. Так, согласие жителей муниципальных образований на изменение его границ требуется если:

  • изменение границ муниципальных районов включает отнесение территорий поселений/населенных пунктов одного района к территориям другого (согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона);
  • изменение границ поселений включает отнесение территорий населенных пунктов, которые находятся в границах этого поселения, к территории другого поселения (согласно части 3 статьи 12 упомянутого закона).

Согласно закону получение согласия населения в процессе изменения границ района, в котором оно размещается, не требуется, если это осуществляется на территории с малой численностью населения и при этом проводимые изменения не затрагивают границы территории (поселения/населенные пункты), входящие в состав этого района (согласно части 4 статьи 12). Если подобное происходит, то решение об изменении границ должно приниматься представительными органами тех муниципальных образований, которые вовлечены в этот процесс.

Замечание 2

Правило, аналогичное этому, предусматривается также в процессе изменения границ муниципальных районов (включая находящиеся в его составе поселения), который влечет за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов (поселки/села), находящихся в составе этих поселений, к территориям городских округов (согласно части 2.1 статьи 12).

Порядок проведения ания при изменении границ муниципального образования

Для получения согласия населения в процессе изменения границ муниципального образования, а также при его преобразовании должно проводиться ание по указанным задачам. В целом, в таких аниях принимают участие граждане муниципальных образований/населенных пунктов, чьи границы собираются изменять.

Назначение подобного ания относится к полномочиям представительного органа того муниципального образования, границы которого предполагают менять. Решение о проведении этого ания должно приниматься представительными органами тех образований, которые вовлечены в процесс изменения границ.

Замечание 3

Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен приводиться в действие в то время, когда проводится избирательная кампания, относящаяся к выборам органа местного самоуправления муниципального образования, чье изменение границ предполагается, а также в период кампании местного референдума.

Стоит обратить внимание на то, что в случае изменения границ между субъектами нашей страны все приведенные выше требования, касающиеся изменения границ муниципальных образований, к этому процессу не применяются.

При необходимости подобных действий, затрагивающих изменение/преобразование/упразднение муниципальных образований и приводящих к изменению границ субъектов страны, они должны выполняться согласно порядку, который прописан в законах субъектов Российской Федерации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/granitsy-munitsipalnyh-obrazovanij/

Помощь закона
Добавить комментарий