Квалификация действий должностного лица при исполнении приказа

Должностная инструкция специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля

Квалификация действий должностного лица при исполнении приказа

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля [наименование организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г.

N 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля (далее – ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля), относится к категории специалистов.

1.2. Назначение на должность ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и освобождение от нее производится приказом [наименование должности руководителя].

1.3. Ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.4. На должность ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля назначается лицо:

– имеющее высшее профессиональное образование по специальностям, относящимся к группе специальностей “Экономика и управление”, либо по специальности “Юриспруденция”, относящейся к группе специальностей “Гуманитарные и социальные науки”, а при отсутствии указанного образования – имеющее стаж работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– прошедшее обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

1.5. Во время отсутствия ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет [должность, Ф. И. О.].

1.6. Ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля должен знать:

– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

– законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг;

– правила и программы осуществления внутреннего контроля в организации;

– меры ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– иные организационно-распорядительные документы организации, принятые в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

– порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации;

– программы, принципы организации и осуществления внутреннего контроля;

– методы сбора информации, ее анализа и оценки в рамках осуществления внутреннего контроля;

– типологии, характерные схемы и способы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, критерии выявления и признаки необычных сделок;

– порядок документального фиксирования необходимой информации;

– основы делопроизводства трудового законодательства;

– правила и нормы охраны труда.

2. Функции

Ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля выполняет следующие функции:

2.1. Организация разработки и представление на утверждение руководителю организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе и программы его осуществления.

2.2. Организация реализации правил внутреннего контроля, в том числе программ его осуществления.

2.3. Подготовка методических материалов, консультирование сотрудников организации по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля.

2.4. Организация работы по обучению сотрудников организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.5. Организация представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений в соответствии с Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.6. Представление руководителю организации в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного раза в год, письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.7. Принятие решения по переданным ему сотрудниками организации сообщениям о целесообразности его представления руководителю организации.

2.8. Организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

2.9. Участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.10. Обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций.

2.11. Обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации.

2.12. Иные функции в соответствии с документами организации о внутреннем контроле.

3. Должностные обязанности

Ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля обязан:

3.1. Соблюдать требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и органов исполнительной власти, регулирующих деятельность по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

3.2. Надлежащим образом исполнять возложенные на него функции.

3.3. Соблюдать требования внутренних документов организации.

3.4. Обеспечивать сохранность и возврат оригиналов документов на бумажном носителе и электронных документов, полученных для выполнения возложенных на него функций.

3.5. Соблюдать служебную тайну в отношении полученной информации.

4. Права

Для выполнения возложенных на него функций ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

4.3. Выносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации по находящимся в его компетенции вопросам.

4.4. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках и вносить предложения по их устранению.

4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.6. Запрашивать у руководителей и сотрудников структурных подразделений организации информацию и документы, в том числе организационно-распорядительные документы организации, бухгалтерские и денежно-расчетные документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4.7. Снимать копии с полученных документов, в том числе получать и хранить копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных информационных сетях и автономных компьютерных системах организации в установленном в организации порядке.

4.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4.9. [Указать другие права].

5. Ответственность

Ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля несет ответственность:

5.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-specialnogo-dolzhnostnogo-lica-otvetstvennogo-za-soblyudenie

Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы

Квалификация действий должностного лица при исполнении приказа

Последнее обновление Март 2019

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.

В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Властные полномочия и их границы

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции».

Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях.

Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.

Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.

Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку – опасной и т.д.

Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.

, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.

д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.

, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.

назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.

В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
    За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
  2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
    • штраф до 300000 рублей;
    • лишение свободы до 7 лет.

    Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

  3. Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
    • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью – ст. 112, 111 УК РФ;
    • применением специальных средств или оружия;
    • причинением тяжких последствий.

    За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах – обоснованное и довольно действенное наказание.

Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).

Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

Заявление в прокуратуру

Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.

 По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.

При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.

При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.

, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.

286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.

Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.

И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

Прокурору Заводского района г. АрхангельскаИванову И.И.Рябова Р.О., проживающего вкв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,Тел. 8922000000

(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

ЖАЛОБА

Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

ПРОШУ:

Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Исполнение приказа или распоряжения – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Квалификация действий должностного лица при исполнении приказа
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Исполнение приказа или распоряжения – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Исполнение приказа или распоряжения – бесплатные ответы юристов онлайн

УК РФ, статьей сорок два, определено, что если причинен вред, охраняемым уголовным законодательством интересам граждан и обществу в результате исполнения приказа или распоряжения должностным лицом, при выполнении служебных обязанностей, то не считается, что это лицо совершило уголовное преступление.

Понятия приказа и распоряжения

В трудовой деятельности любого предприятия или организации нельзя обойтись без разных распоряжений. Руководство этих организаций выбирает форму, в какой отдаются указания работникам: приказ или распоряжение.

В общем понимании значения слов приказ и распоряжение воспринимается как синонимы, следовательно, исполнение приказа или распоряжения имеет аналогичный смысл.

Приказ является официальным распоряжением компетентного должностного лица, согласно занимаемому положению имеющего на это право. Исполнение приказа является обязательным. Фома отдачи может быть как письменной, так и устной. В современном мире распространена электронная форма.

На основании выше изложенного, под понятием приказ понимают управленческий акт, который имеет юридический характер власти, издаваемый должностными лицами организации или предприятия в рамках их компетенций, имеющий обязательную силу для исполнения субъектами, каким адресован.

Главной отличительной чертой распоряжения от приказа является то, что оно имеет указательную форму и не требует обязательного исполнения.

Сказать проще, приказу нужно подчиняться, с распоряжением согласно согласиться. Чаще всего в организациях и на предприятиях, устанавливают равнозначность приказа и распоряжения.

Это означает, приказ и распоряжение могут иметь одинаковую юридическую силу, и оба обязательны для исполнения. Могут быть распределены функции действия приказов и распоряжений.

К примеру, приказы отдаются руководителями предприятия или организации и распространены на деятельность всего предприятия, а распоряжения могут выдавать начальники отделов и служб для выполнения конкретных заданий определенным кругом лиц.

Исключение преступного деяния в случае исполнения приказа и распоряжения

В случаях, когда исполняется приказ или распоряжение, отданные согласно принятым формам, является согласно УК РФ обстоятельством, которое исключает формально совершение преступного деяния. Но, это касается только тех ситуаций, когда не было заведомо известно, что приказ или распоряжение явно нарушают закон и носят преступный характер.

Поскольку приказ (распоряжение) выражают волю руководителей предприятия (организации), они само собой имеют более значительную силу с точки зрения закона, чем само исполнение этой воли. Обычно сроки действия приказов (распоряжений) определены до выполнения требований, указанных в них, либо до указанного конкретного срока или отмены самого приказа.

Беспрекословное исполнение приказов и распоряжений в установленный срок, предполагается в связи с тем, что издаются они компетентными лицами, имеющими определенные полномочия. В УК РФ предусмотрено ряд статей, по которым за отказ от выполнения приказа могут привлекать к уголовной ответственности.

Это касается транспорта, авиации, военной службы, других отраслей. При этом невыполнение заведомо противозаконного распоряжение исключает привлечение к уголовной ответственности (часть 2 ст.42 УК РФ).

Условия правомерности приказа или распоряжения

Для того чтобы исполнение приказа считалось правомерным, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • приказ (распоряжение) отданы должностным лицом, имеющим соответственные правомочия и компетенцию;
  • форма издания приказа соответствует установленной форме (указаны соответствующие реквизиты – номер приказа и дата его издания);
  • требования приказа предписывают обязательное их выполнение в установленный срок определенным в приказе кругом подчиненных;
  • содержание приказа не должно вызывать у подчиненных чувства его незаконных требований.

Приказ (распоряжение) считаются законными в тех случаях, когда соответствуют действующим правовым актам и законодательству РФ. При невыполнении законно – обоснованного приказа может возникнуть юридическая ответственность (административная, дисциплинарная, уголовная).

Ответственность за вред, причиненные вследствие исполнения приказа или распоряжения

Если вред причинен исполнением приказа, отданного согласно установленному порядку, уголовная ответственность, на основании части первой сорок второй статьи УК РФ ляжет на плечи руководителя, отдавшего этот приказ (распоряжение).

За вред, который был причинен исполнением приказа, в тех случаях, когда исполнитель понимает его незаконность, привлекаются как соучастники и руководитель издавший приказ, и подчиненный, его исполнивший.

Если приказа был исполнен подчиненным по принуждению (к примеру, угрозой жизни и здоровью), в таких ситуациях причинённый вред рассматривается законодателем как крайняя вынужденная необходимость.

Вред от исполнения такого приказа в итоге должен быть меньше того, который мог наступить вследствие исполнения угроз.

В таких случаях подчиненный освобождается от уголовной ответственности за причинение вреда.

Исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения. Ответственность

В тех случаях, когда подчиненный исполнял заведомо незаконный приказ, хорошо это понимая и осознавая, или совершил умышленные преступные деяния, выполняя требования приказа, привлекается к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 42 УК) на общих основаниях.

Мы уже выяснили, что сам по себе приказ или распоряжение – изъявление воли руководства предприятия (организации). В основном, подчиненные свято верят в законность оснований, на которых созданы эти обязательные для исполнения указания.

Но, порой, руководитель может из корыстных побуждений, или других личных интересов издать приказ, злоупотребив своим служебным положением, который нарушает закон, и как следствие может принести вред предприятию (организации) в целом или ущемить законные интересы работников, нанеся им тем самым вред.

За использование служебного положения и злоупотребления ним такой начальник понесет дополнительную ответственность, кроме как за причинение вреда. В тех случаях, когда подчиненному было известно о незаконности приказа, но он его исполнил, нанеся тем самым вред предприятию (организации).

Если к подчиненному были применены меры принуждения к исполнению незаконного приказа, психического или физического характера, то применяются положения ст. 40 УК РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-uk-rf1/ispolnenie-prikaza-ili-rasporyazheniya.html

Квалификация причинения вреда при исполнении распоряжения или приказа

Квалификация действий должностного лица при исполнении приказа

Каждая профессия в структуре своих должностных прав и обязанностей предполагает наличие подчинённых и руководителей, что соответственно создаёт ситуации, в которых лицо, находящееся ниже по званию или рангу, выполняет приказы или поручения вышестоящего руководства, и порой их приходится исполнять, несмотря на собственное мнение и желание. Одно дело, когда такие приказа не нарушают законов или каких-либо должностных инструкций и нормативных актов, но когда исполнение распоряжения неминуемо приведёт к совершению преступления, то тяжесть ответственности, в том числе и уголовной, ложится на всех фигурантов. В рамках настоящей статьи ставится цель пояснить и разобрать, как именно закон, с точки зрения правомерности, рассматривает подобные ситуации, является ли выполнение такого приказа преступлением, а также о том, кто же всё-таки должен нести ответственность за нарушение закона.

Причинение вреда при исполнении приказа или распоряжения не будет считаться уголовно-наказуемым деянием.

Понятие

И приказ, и распоряжение – это виды установленных законом актов управления. Несмотря на всю первоначальную схожесть, предполагать, что это одно и то же, было бы неправильно.

Приказ – это издаваемое непосредственным руководителем властное требование, которое адресуется или кругу подчинённых лиц или единственному лицу.

Распоряжение – это требование, издаваемое и определяемое не только руководителем субъекта, но и уполномоченным на это лицом (заместителем, руководителем отдела или филиала) на исполнение или донесение обязательств по решению общих вопросов.

Для большей наглядности следует разобрать их отличия на примере таблицы:

ПриказРаспоряжение
Возможный срок действияДействует даже после исполнения указанного в нём требования, вплоть до фактической отмены действия приказа.До фактического исполнения установленных в нём требований и предписаний
Внесение измененийВозможно внесение правок и дополнений.Не предусмотрено, в случае необходимости подлежит переизданию.
Особенности распорядительной частиИмеет одноимённый заголовок, и распорядительная часть начинается со слов «приказываю» (как правило).Возможно без указания заголовка. Распорядительная часть может начинаться со слов: обязываю, распоряжаюсь и т. п.
Решаемые вопросыСоздаёт правовые нормы и обязательстваИздаётся в частности для решения вопросов, установленных в приказе, кратковременное наделение определённого лица полномочиями, решение вопросов оперативного порядка.

Несмотря на данные отличия, оба локальных правовых акта (ЛПА) обязательны к исполнению.

Условия и обстоятельства

В рамках рассматриваемой темы нет принципиальной разницы, какой правовой акт исполняло лицо. В рамках уголовного кодекса причинение вреда при исполнении ЛПА не является преступлением, но только при соблюдении ряда условий и обстоятельств, которые прописаны в статье 42 Уголовного кодекса РФ, а именно:

  1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несёт лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
  2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несёт уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Исходя из изложенных выше положений статьи УК, следует выделить следующие обязательные условия:

  • требования были обязательными к исполнению;
  • последствия их выполнений носили преступный характер;
  • лицо, исполняющее возложенные на него обязанности, не подозревало о тяжести последствий, возникших при его исполнении.

Например. Гражданин Иванов, проходящий военную службу по контракту, занимал должность водителя в военной части № 1. Находясь на службе, Иванов получил устное распоряжение от непосредственного командира на погрузку со склада ГСМ 10-ти бочек с горючим с последующей перевозкой в часть № 2, также на склад ГСМ.

 Приехав в установленное место и погрузив указанные десять бочек, Иванов получил предоставленную транспортную накладную, подтверждающую факт правомерности перевозки.

Во время следования установленному маршруту автомобиль Иванова останавливает на посту ДПС наряд полиции, который утверждает, что несколько часов назад из ВЧ № 1 поступила заявка о пропаже 3 боевых автоматов и была вынесена ориентировка на проверку всех попутных автомобилей с полным досмотром.

В ходе досмотра и вскрытия одной из бочек были обнаружены те самые 3 пропавших автомата, что привело к задержанию Иванова и его напарника.

В ходе следствия стало известно, что капитан «А», который и отдал распоряжение Иванову о транспортировке указанного груза, вместе с прапорщиком со склада ГСМ и служащим с части № 2 решили провернуть аферу и продать оружие, используя поддельную транспортную накладную.

Соответственно, исходя из описанной ситуации, Иванов исполнял прямое требование командира, при этом не имел представления об их истинных мотивах, что согласно ч. 1 ст. 42 УК РФ является обстоятельством, исключающим преступность деяния.

Уголовно наказуемые обстоятельства

В части 2 статьи 42 УК РФ указано, что если лицо, исполняющее приказ или распоряжение, знало о их незаконности и возможных последствиях заранее, то оно несёт уголовную ответственность на установленных общих основаниях.

На основе этого можно привести следующий пример:

Предположим ту же ситуацию, только с другого ракурса. Капитан «А» и прапорщик «Б» были хорошими знакомыми. План на совершение данного преступления «созрел» именно у капитана «А», о чём он оповестил своего приятеля.

 В рамках дружеской беседы прапорщик «Б» отказался от предлагаемой ему роли и уведомил своего друга, что не намерен становиться соучастником преступления.

 Гражданин «А», не отступая от своего замысла, используя возможность отдавать распоряжения своему подчинённому, при этом обойдясь без угроз, отдал распоряжение на сокрытие 3 единиц боевого оружия в одной из бочек, хранимых на складе.

Прапорщик «Б» понимал, что отказ может стоить выгодной для него дружбы, согласился на вынесенные требования, спрятал оружие, лично переданное ему «А», и подделал транспортную накладную.

 Принимая во внимание роль каждого субъекта из приведённых примеров, можно сделать вывод о том, что действия и капитана «А» и прапорщика «Б» будут признаны как соисполнительство.

 А вот действия Иванова, как уже было сказано выше, не подлежат рассмотрению как соучастие, в силу того обстоятельства, что он исполнял распоряжение и при этом заведомо не знал о преступности данного локального правового акта.

Особенности

, находящиеся в главе 8, которая устанавливает перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, в том числе касающиеся рассматриваемой темы, во многом соприкасаются друг с другом, и при более тщательном рассмотрении становится видно, что в одной ситуации может присутствовать несколько видов.

К примеру:

Гражданин Алексеев являлся сотрудником государственного учреждения, в его обязанности входило оформление социальных пособий и пенсий.

 В один рабочий день к Алексееву подошёл непосредственный руководитель филиала («В») этого учреждения с устным распоряжением о том, что Алексееву необходимо предпринять всё возможное, чтобы не оформить пособие для гражданина Борисова и ещё10 человек, которые вскоре должны посетить их филиал. На эти требования Алексеев ответил отказом, так как понимал, что, по сути, действия его будут незаконными, о чём он и уведомил своего руководителя.

В ответ на его отказ гражданин «В» ответил, что это требование пришло «сверху», и тот, кто откажется его исполнять, не только останется без работы, но «попадёт» на крупную сумму денежных средств.

 Дабы не потерять места работы, которая была ему необходима, так как на его попечении был несовершеннолетний ребёнок, Алексееву пришлось исполнить волю начальства.

 В результате жалобы одного из обманутых была инициирована проверка, по результатам которой стало известно, что общее число «отвергнутых» заявителей составило более 200 человек, а денежные средства в сумме более 1000000 рублей были присвоены руководящим звеном этого филиала.

По действиям Алексеева можно сделать следующий вывод. Всё исполненное Алексеевым можно квалифицировать по ч. 2 ст. 42 УК РФ – то есть осознанное исполнение заведомо незаконного приказа.

Но в силу того, что на него было оказано психологическое воздействие, так как исходила угроза от вышестоящего начальства, что вполне соответствует ч. 2 ст. 40 УК РФ:

«Вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учётом положений статьи 39 настоящего Кодекса».

Дальше всё будет зависеть от суда, будет ли всё вышесказанное признано для Алексеева как создание обстоятельства крайней необходимости или нет, на чём и будет основываться окончательная квалификация.

Но если брать во внимание только условия, приведённые в примере выше, то наиболее справедливо было бы квалифицировать действия Алексеева как умышленное исполнение заведомо незаконного приказа вследствие психического принуждения, но учётом данных обстоятельств в виде угроз, то есть психологического воздействия, в качестве смягчающего обстоятельства, что, к слову, не отменяет уголовной ответственности.

Заключение

Итак, в заключение стоит отметить, что сама по себе глава 8 Уголовного кодекса РФ достаточно интересная и неоднозначная.

Как было наглядно продемонстрировано в последнем примере, в одной ситуации может прослеживаться сразу несколько обстоятельств, которые при правильной и справедливой квалификации могут освободить невиновного от ответственности или помогут вынести справедливое наказание для преступника.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/ekonomika/prichinenie-vreda-pri-ispolnenii-prikaza-rasporyazheniya.html

Помощь закона
Добавить комментарий