Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Порядок сноса самовольных построек без решения суда – Юридические подборки

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Согласно нормам федерального законодательства, по общему правилу судьба самовольной постройки подлежит разрешению в суде.

Однако, Гражданским кодексом выделяется также перечень случаев, когда самовольная постройка подлежит сносу без решения суда, в административном порядке: в случае, если она расположена в зоне с особыми условиями использования территорий, на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с этим, Мосгосстройнадзор при выявлении признаков самовольности постройки определяет режим земельного участка, на котором та располагается.

В случае, если перечисленные выше признаки не выявлены, Мосгосстройнадзор включает постройку в один из перечней объектов, созданных в ненадлежащем порядке (один из перечней посвящён объектам, созданным на земельных участках г.

Москвы и неразграниченной государственной собственности, другой включает в себя все остальные объекты). На основании данных перечней Департамент городского имущества предъявляет в суд иск о сносе либо о регистрации прав на постройку за г. Москвой.

Порядок сноса самовольных построек

В тех ситуациях, когда постройка может быть снесена во внесудебном порядке, Мосгосстройнадзор инициирует подготовку перечня зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками и подлежащих сносу. Данный документ утверждается Правительством Москвы. Указанный перечень и является административным актом, на основании которого возможен последующий снос самовольных построек.

При этом, поскольку суды рассматривают данный перечень как нормативный акт, то его оспаривание, даже в части конкретного объекта недвижимости, относится к подведомственности Мосгорсуда, а не арбитражного суда.

Сообщение о включении объектов капитального строительства в перечень самовольных построек, подлежащих сносу, публикуется на официальных сайтах Мэра и Правительства Москвы, а также направляется собственнику объекта капитального строительства в течение 7 дней со дня принятия Постановления Правительства Москвы. В сообщении указывается срок, в пределах которого собственником должны быть осуществлены мероприятия по демонтажу самовольной постройки.

Кроме того, сообщение о сносе также размещается Префектурой административного округа г. Москвы на информационном щите в границах земельного участка, где расположена постройка.

Данная мера направлена на информирование общественности о предстоящих мероприятиях, а также собственника самовольной постройки в случае, если он не известен.

Если в течение 2 месяцев после этого владельцы постройки не будут выявлены, сообщение также публикуется на официальном сайте Префектуры.

В случае, если требование о сносе самовольной постройки в установленный в сообщении срок будет выполнено, правообладатели снесённого объекта имеют право на компенсацию их расходов по сносу.

В случае, если в указанный срок постройка не была снесена, Мосгосстройнадзор составляет акт о неподтверждении сноса самовольной постройки. На основании данного документа Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги» сносит данный объект самостоятельно в 5-дневный срок.

В случае, если информация о владельцах самовольного капитального строения отсутствует по истечении 2 месяцев со дня размещения информационного стенда на территории земельного участка, ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги» сносит самовольную постройку своими силами в 15-дневный (в отдельных случаях – в 30-дневный) срок.

Указанный порядок сноса самовольных построек был предметом рассмотрения судов общей юрисдикции в деле № 3а-907/2015. По результатам рассмотрения дела Московским городским и Верховным судами данные законоположения признаны соответствующими нормам ГК РФ.

При этом, как показала практика массового сноса самовольных объектов в Москве в феврале 2016 г.

и последовавшие за ней судебные разбирательства, указанный внесудебный порядок распространяется в том числе и на объекты, право собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРП, если Мосгосстройнадзор сочтет такие объекты нарушающими градостроительные нормы и правила.

Причем судебное оспаривание перечня объектов, признанных самовольными, само по себе не является препятствием для его сноса, если судом не будет вынесено определение о запрете осуществлять снос до рассмотрения дела по существу. А подобные определения Мосгорсудом практически не выносятся.

Правовой центр «Два М» предлагает следующие юридические услуги, связанные с сопровождением хозяйственной деятельности и строительства:

  • юридическое сопровождение и представительство интересов предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий;
  • оценка возможности осуществлять строительство на земельном участке исходя из его земельно-правовых, градостроительных и природоохранных режимов;
  • защита прав частных субъектов в случае предъявления со стороны контролирующих органов предписаний устранить административное правонарушение (в том числе с требованием о сносе возведённых объектов);
  • защита правообладателей объектов недвижимости при предъявлении со стороны ДГИ г.Москвы иска о сносе самовольной постройки; при получении уведомления о сносе объекта в административном порядке.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskve/status-obektov-samovolnogo-stroitelstva/vozmozhnost-snosa

Самовольные постройки: понятие и особенности сноса

У владельцев подобных объектов самые сложные вопросы связаны именно с процедурой сноса. Ведь чаще всего к моменту ведения, либо окончания работ по строительству и реконструкции у граждан редко присутствует полный пакет документов. Проблема связана не только с отсутствием документов, но и со сложностью, затянутостью самих процедур.

Самовольные постройки: понятия

Наличия хотя бы одного из признаков, перечисленных выше, позволит отнести постройку к самовольным:

Некоторые особенности, дополняющие данное понятие, так же были разработаны на практике:

  1. Самовольными постройками признаются объекты недвижимости, возведённые без согласия от владельца земли.
  2. Ещё одно из оснований для получения данного статуса — нарушения с правовыми последствиями и характерами. Бывают частными, общими.
  3. Если строение соответствует хотя бы одному из условий, описанных выше – то само действие является виновным.

Об обязанности по снесению в качестве санкционной меры

Статья 222 ГК РФ посвящена не только правовому статусу подобных строений.

Статья 222 ГК РФ.

В этих нормативах так же описываются вопросы, связанные с введением подобной недвижимости в гражданский оборот. Отдельные главы посвящены механизму устранения деликтов, связанных со строительством самовольных построек.

Ещё за 2015 год правительству удалось разработать и создать новую норму. Благодаря этой норме наличие определённых условий дало органам местного самоуправления возможность принять решение, используя внесудебный порядок.

Источник: https://sudinformation.com/poryadok-snosa-samovolnyh-postroek-bez-resheniya-suda/

Вступил в силу закон о правилах сноса незаконно возведенного «самостроя»

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

INTERFAX.RU – 4 августа вступил в силу закон о правилах сноса “самостроя” и защиты прав добросовестных собственников таких строений.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”

Принятый закон уточняет понятие “самовольная постройка”, определяется, что постройка может быть признана самовольной, только если нарушены требования, установленные на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного строительства.

“Если собственник объекта не знал и не мог знать о действии установленных ограничений по использованию земельного участка (например, о нарушении расстояний до трубопроводов), действовал добросовестно, осуществляя строительство, получил необходимые разрешения, при этом в публичном доступе (в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)) сведений о зоне нет – тогда объект не будет являться “самовольной постройкой”, таким образом, защищаются добросовестные приобретатели”, – пояснил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, слова, которого приводятся в сообщении пресс-службы парламентария.

Также в отношении постройки, признанной самовольной, вводится механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями: либо на основании решения органа местного самоуправления (МСУ), если объект находится в охранной зоне или нет разрешения на строительство, нет правоустанавливающих документов; либо на основании решения суда – в любых случаях.

В настоящее время, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в срок от трех месяцев до одного года.

“После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями – на это отводится срок от шести месяцев до трех лет, в результате, на такую постройку может быть оформлено право собственности”, – сказал Крашенинников.

Определяется, что суд или орган МСУ сможет принять два вида решений по самострою: решение о сносе принимается, если постройку невозможно привести в соответствие с установленными требованиями и если пристройку можно исправить (решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями). В последнем случае выбор остается за владельцем земельного участка – он либо сносит объект, либо приводит его в соответствие, пояснил П.Крашенинников.

Также принятый закон сужает полномочия органов местного самоуправления (МСУ) и повышает гарантии судебной защиты граждан, отметил парламентарий.

Определяется, что самовольная постройка может быть снесена только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления, в случаях, если право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН, если постройка является жилым домом, в том числе многоквартирным, садовым домом, и если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса 1998 года (14.05.1998), Земельного кодекса (30.10.2001) и отсутствуют необходимые документы на объект или на землю.

Ограничены также случаи, в которых может применяться административный снос строения, в дополнение к существующим запретам для органов МСУ вводится запрет на административный снос на частных землях, единственное исключение – если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан, пояснил Крашенинников.

Также вводится механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок, в качестве меры противодействия недобросовестным застройщикам, говорится в сообщении пресс-службы.

Введены также дополнительные гарантии от сноса для тех, кто оформил права на объект по “дачной амнистии”.

“То есть, при отсутствии разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями объект не может быть признан “самовольным”.

Если режим зоны не допускает нахождение такого объекта, то он может быть снесен, но не как самовольная постройка, а с возмещением убытков”, – отметил парламентарий.

“Предложенные законопроектом меры позволят сделать механизм признания построек “самовольными” более объективным, а также усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству, устанавливая при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество”, – сказал Крашенинников.

Он пояснил, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов в законодательстве менялись требования к правоустанавливающим документам, не было единого реестра недвижимости, в разных регионах были разные требования к оформлению прав на недвижимость: в результате возникли проблемы – добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, а недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках.

По его словам, только в 1998 году было положено начало формированию единой системы государственной регистрации недвижимости. “Неким “мостиком” в решении сложившихся проблем стала “дачная амнистия”, которая действует уже 12 лет, которая в отношении объектов индивидуального жилищного строительства продлена до 1 марта 2020 года, пояснил он.

“Однако до сих пор оптимальный баланс интересов не найден.

Отсутствует комплексный механизм контроля за строительством: требования к строительству, механизм сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об “особых” зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках.

Необходимо понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т.д., нужно защитить добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма”, – сказал Крашенинников.

Интерфакс, 26 июля 2018 г.

*************

Подписан федеральный закон, регулирующий правила сноса самовольных построек

Федеральный закон, которым регулируются правовые вопросы, связанные с признанием зданий, строений, сооружений самовольными постройками, подписан Президентом России Владимиром Путиным. Документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно новому закону, из числа самовольных построек исключаются объекты, построенные с нарушениями установленных ограничений, если эти объекты возведены на основании необходимых согласований и разрешений, а собственник объекта не знал и не должен был знать об ограничениях, действующих в отношении его земельного участка.

Возможность принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке ограничивается отсутствием разрешений на строительство или правоустанавливающих документов на землю.

При этом, вне зависимости от характера нарушения, в отношении многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, садовых домов решение о сносе принимается исключительно судом. Данное правило также распространяется на объекты, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Ключевой новеллой закона является возможность избежать сноса самовольной постройки, при условии приведения объекта в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

До принятия настоящего федерального закона сносу подлежали все без исключения самовольные постройки вне зависимости от характера нарушения, которое зачастую могло быть незначительным.

Теперь построенные с нарушением требований объекты можно будет приводить в соответствие с установленными требованиями в течение установленного законодательством срока.

сайт Минстроя России, 6 августа 2018 г.

 

Источник: https://www.domsovet.su/news/89-vstupil-v-silu-zakon-o-pravilakh-snosa-nezakonno-vozvedennogo-samostroya

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Большинство граждан, да и представители бизнеса часто возводят объекты недвижимости без необходимой на то документации. Как следствие, нарушается облик населенных пунктов и повышаются риски обрушения строений. Неудивительно, что борьба с самостроем ведется на законодательном и других уровнях.

На днях Владимир Путин поставил свою визу под законом о самострое от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ, призванным упорядочить некоторые моменты, связанные с самовольным строительством. Документ официально обнародован 4 августа и с этого момента считается действующим.

Если говорить кратко, законодательные поправки вводят определение понятия «самострой», устанавливают последствия его возведения. Кроме того появились условия, при которых возведенный объект допускается легализовать. Но обо всем расскажем по порядку.

В соответствии с новой редакцией статьи 222 Российского Гражданского кодекса есть сразу несколько критериев, по которым недвижимость будет считаться незаконно возведенной.

Часть из признаков самовольного строения связаны с режимом использования земельного участка, на котором он расположен.

Итак, недвижимость считается самовольно возведенной, если:

  • она построена на участке, который не предоставлен в установленном порядке, или его целевое назначение не предполагает строительства;
  • строительные работы велись без необходимой разрешительной документации или с несоблюдением строительных нормативов.

Есть такой интересный нюанс. Чтобы объект признали самовольной постройкой, ограничения должны действовать как на момент начала работ, так и на дату выявления незаконного строительства.

Иными словами, если на момент начала строительства режим использования земельного участка не разрешал этого делать, однако на момент обнаружения объекта препятствия исчезли, недвижимость не будут считать самостроем.

Сказанное касается и случаев, когда со временем изменились строительные нормы. Поэтому если на день выявления постройки она соответствует стандартам, она не будет рассматриваться как самострой.

Если обладатель земельного участка не знал о существующих по нему ограничениях на момент начала строительных работ, объект также не признается самостроем. Соответствующая оговорка прямо сделана в законодательстве.

Ответственность за незарегистрированный объект недвижимости

В первую очередь, санкции к собственнику здания (сооружения) содержатся в законодательстве в сфере градостроительства, а также правовых нормах об административных правонарушениях. В принятых поправках в законодательство имеются свои меры воздействия к нарушителям.

Прежде всего, предусматривается, что незаконно построенный объект подлежит сносу или демонтажу. Кроме того, у собственника может быть изъят земельный участок в том случае, если требование по ликвидации недвижимости не будет выполнено.

Кто принимает решение о сносе самовольных построек

В соответствии с нововведениями в законодательстве решить судьбу самовольным строительством могут как суд, так и орган местного самоуправления. При этом поправки в в ч. 4 ст. 222 ГК РФ четко устанавливают компетенцию местных властей в этом вопросе.

Так, по решению чиновников на местном уровне объект может быть снесен в том случае, если он построен на земле, не имеющей правоустанавливающих документов. Кроме того, местный совет может принять решение о сносе самовольной постройки в том случае, если постройка находится на территориях особых зон или отведенных для общего пользования.

Местные властные структуры не вправе инициировать снос незаконного строительства в том случае, если оно расположено не на государственной (муниципальной) земле. Исключение составляют ситуации, когда объект прямо угрожает жизни или здоровью людей.

Кроме того, не уполномочены местные органы принимать решения по сносу самовольно возведенной постройки, если права на нее зарегистрированы или признаны решением суда.

Какие сроки дают для осуществления сноса постройки или приведения ее в соответствии с нормами

Вынося решение по сносу самостроя, уполномоченный орган одновременно устанавливает срок проведения всех работ. С учетом типа объекта, на его демонтаж отводится от 3 месяцев до полугода.

Недвижимость утратит статус незаконной в том случае, если ее собственник приведет объект в состояние, отвечающее строительным нормативам. Сделать это можно в срок от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характеристик недвижимости.

Поправки, внесенные в законодательство

Помимо определения статуса самостроя, механизма его сноса или приведения в надлежащее состояние, принятым законом урегулировано еще несколько важных моментов.

Так, определено, что если собственник самовольной постройки уклоняется от выполнения предписания по ее сносу или приведению в соответствии с действующими требованиями, земельный участок может быть изъят в принудительном порядке.

В законе также содержатся нормы относительно правового статуса самовольных построек, числящихся за религиозными организациями. Кроме того, усовершенствовано применение так называемой «дачной амнистии». Речь идет об индивидуальных жилых, дачных, садовых домах, права на которые будут оформлены до 1 сентября 2018 года.

Можно ли узаконить: мнение эксперта

Теоретически, большинство объектов незаконного строительства можно оформить юридически. Есть два пути решения проблемы.

Первый из них – это добиться изменения статуса земли, ее целевого назначения. И здесь многое будет зависеть от способности наладить диалог с представителями власти на местах.

Второй вариант – это привести недвижимость в состояние, отвечающее существующим строительным нормативам. Здесь важно привлечь опытных специалистов, которые будут курировать выполнение всех работ.

Одним словом, чтобы узаконить самострой следует быть готовым к значительным затратам времени и финансов. Иначе что-либо сделать вряд ли удастся.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/novosti/zakon-o-samostroe-2018.html

Снос и легализация самостроя в 2018 году

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Эксперт анализирует, какие изменения о самовольных постройках внесли в законодательство в 2018 году и как новые нормы будут применять.

В 2018 году изменилось определение самовольной постройки

Как известно, с августа 2018 года стали действовать поправки в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся правового положения объекта самовольного строительства, возможности приведения его в соответствие требования законодательства и приобретения права собственности на него.

Итак, разберемся, какое определение действующее законодательство дает объекту самовольного строительства (самостроя).

В соответствии с п.

1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Так, исходя из обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 19.03.2014, допущенные при возведении самовольной постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил являются основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на такую постройку, если нарушения являются существенными и неустранимыми.

К существенным относятся, например, неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

То есть официальной позицией ВС РФ являлось следующее: существенное и неустранимое нарушение градостроительных и строительных норм и правил является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.

Но данная правовая позиция осталась актуальна только для тех правоотношений, которые возникли до 3 августа 2018 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ «О Внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 22 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ».

В соответствии с принятыми изменениями в Гражданский Кодекс Российской Федерации не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Это абсолютно новый подход к самому статусу самовольной постройки, то есть теперь к самовольным постройкам не будут относиться объекты, возведенные с нарушениями, но построенные по согласованию и с разрешения властей.

Теперь снести самовольную постройку можно только по решению суда

В соответствии с п.

3.1. статьи 222 Гражданского Кодекса решение о сносе самовольной постройки, либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается только судом и в случае, если земельный участок, на котором расположен объект самовольного строительства находится в частной собственности и при условии, что сохранение таких построек не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Пункт 4 статьи 222 Гражданского Кодекса четко определяет границы вмешательства органов местного самоуправления в область сноса самовольных построек. Органы местного самоуправления принимают решение:

  • о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
  • о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Таким образом, исходя из положений нового закона, законодатель ограждает физических и юридических лиц, владельцев уже возведенных строений и зданий, от самоуправства местных властей, часто инициирующих снос самовольных построек во внесудебном порядке.

Если все же суд принимает решение о сносе самовольной постройки, то срок для его реализации составляет не менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев.

Самострой можно привести в соответствие с требованиями

По новым правилам, самовольную постройку возможно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом осуществившим ее лицом либо за его счет.

Срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями законодательства устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года, после чего на такой объект может быть оформлено право собственности.

Рассчитывать на это могут те лица, у которых земельный участок находится:

  • в собственности;
  • в пожизненном наследуемом владении;
  • в постоянном (бессрочном) пользовании;
  • во временное владение и пользование от государства для строительства.

Требование о наличии надлежаще оформленного права на земельный участок для дальнейшего оформления права собственности объекта недвижимости на нем остается незыблемым.

Так, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2018 № Ф09-1404/18 по делу № А50-12831/2017, было установлено следующее.

Истец обратился с иском о признании за ним права собственности на возведенный торговый павильон как объект капитального строительства. Суд указал, что по смыслу ст.

222 ГК РФ право собственности лица на самовольную постройку может быть признано только в случае наличия у заявителя необходимых прав на земельный участок, на котором возведена эта постройка.

Вместе с тем истцом был заключен договор аренды с указанием назначения – для размещения торгового павильона. При этом из условий договоров не следует, что земельный участок предоставляется для цели строительства или реконструкции в объект капитального строительства.

Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что договор аренды не предусматривал возведение объекта капитального строительства без разрешения собственника, в связи с чем истцом не соблюдены требования ст. 222 ГК РФ.

Также необходимо обратить внимание, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

  1. Права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года.
  2. Параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом.
  3. Эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Таким образом, благодаря произошедшим изменениям российского законодательства, у обладателей самостроя появились реальные возможности оформить свой объект надлежащим образом и получить на него легитимные правоустанавливающие документы, так как, по смыслу российского законодательства, факт государственной регистрации права на объект недвижимости не исключает возможность принятия уполномоченным лицом решения о сносе, если будет установлено, что такой объект является самовольной постройкой.

Так, в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 27.09.2016 № 1748-О наличие государственной регистрации права на объект недвижимости, который в соответствии с п. 1 ст.

222 ГК РФ является самовольной постройкой, само по себе не запрещает уполномоченному органу принять решение о ее сносе.

Лицо, чье право на недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН, может обжаловать принятое решение в суде.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2356-snos-i-legalizatsiya-samostroya-novelly-2018-goda

Госдума приняла закон о борьбе с самовольными постройками

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Госдума на заседании в четверг приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, направленный на борьбу с самовольным строительством. Инициатива была внесена на рассмотрение правительством РФ.

Депутаты внесли поправки в первую часть Гражданского кодекса. Ими дается определение самовольных построек, вводятся и конкретизируются основания для их сноса, а также предусматривается – как мера дополнительного обеспечения – принудительное изъятие земельных участков в случаях невыполнения решений о ликвидации незаконного самостроя.

Как пояснил глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, постройка может быть признана самовольной, только если нарушены требования, установленные на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного строительства.

Если собственник объекта, отмечал глава комитета, не знал и не мог знать о действии установленных ограничений по использованию земельного участка (например, о нарушении расстояний до трубопроводов), действовал добросовестно, осуществляя строительство, получил необходимые разрешения, при этом в публичном доступе (в ЕГРН) сведений о зоне нет, тогда объект не будет являться самовольной постройкой.

Условия сноса и требования к постройкам

Крашенинников добавил, что законопроектом в отношении постройки, признанной самовольной, вводится механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями либо на основании решения органа местного самоуправления, если объект находится в охранной зоне или нет разрешения правоустанавливающих документов, либо на основании решения суда.

Сейчас, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в течение определенного срока – от трех месяцев до года. После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями – на это отводится срок от шести месяцев до трех лет.

В результате на такую постройку может быть оформлено право собственности.

Теперь решение о сносе принимается, если постройку невозможно привести в соответствие с установленными требованиями. При этом, по словам Крашенинникова, в порядке сноса самовольных построек сужаются полномочия органов местного самоуправления (МСУ) и повышаются гарантии судебной защиты граждан.

Таким образом, устанавливается, что самовольная постройка может быть снесена только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления, в случаях если право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН, если постройка является жилым домом, в том числе многоквартирным, садовым домом, если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса 1998 года, Земельного кодекса 2001 года и отсутствуют необходимые документы на объект, на землю.

Кроме того, ко второму чтению, пояснял Крашенинников, в целях усиления защиты права частной собственности и гарантий права на судебную защиту были ограничены случаи, в которых может применяться административный снос.

В дополнение к существующим запретам для органов МСУ вводится запрет на административный снос на частных землях, за исключением если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

“Дачная амнистия” и изъятие земли

В качестве мер противодействия недобросовестным застройщикам закон предусматривает механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок.

Новым законом также вводятся дополнительные гарантии от сноса тем, кто оформил права на объект по “дачной амнистии”.

Для тех лиц, подчеркивал глава думского комитета, у которых жилье зарегистрировано в ЕГРН, в том числе по “дачной амнистии”, признание постройки самовольной не допускается, если у собственника объекта есть права на землю и объект соответствует необходимым для строительства параметрам (не нарушает предельно допустимые параметры строительства, установленные федеральными законами).

То есть при отсутствии разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями объект не может быть признан самовольным. Если режим зоны не допускает нахождение такого объекта, то он может быть снесен, но не как самовольная постройка, а с возмещением убытков.

Предложенные законом меры позволят сделать механизм признания построек самовольными более объективным, а также усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству, устанавливая при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, считает глава комитета.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5404483

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Сносить самострой будет сложнее.

Что произошло?

Президент России 3 августа 2018 подписал Федеральные законы № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чём суть нововведений, касающихся самостроя?

В гражданское законодательство внесены поправки в части признаков самовольной постройки, последствий её возведения и порядка её сноса, а также установлена ответственность собственников земельных участков за невыполнение решений о сносе.

Зачем были приняты поправки?

Новшества направлены на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Конкретизируются случаи принятия органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки в целях исключения субъективизма и злоупотреблений.

Действовавшая ранее редакция ст.

222 ГК РФ позволяла органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки практически в неограниченных случаях, если самострой был возведён на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Например, на практике получила распространение ситуация, когда балансодержатели линейных объектов требуют от граждан сноса зданий, которые являются их единственным жильем.

Кроме того, поправками вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц – приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.

Принятые законы, с одной стороны, позволят в значительной степени пресечь наиболее распространенные нарушения в области градостроительной деятельности, с другой, позволят в большей степени защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

В каких случаях постройку нельзя признать самовольной? 

В ст.

222 ГК РФ теперь чётко указано, что не является самовольной постройкой: не является самостроем здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Кроме того, из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев защищены лучше, поскольку снести самовольный дом стало сложнее.

Обязательно ли сносить самовольную постройку?

Нет, появился новый механизм легализации самостроя.

Такую постройку можно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки.

Приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счёт (в предусмотренных законом случаях – иными лицами). Данное нововведение позволит (в отличие от сноса) сохранить объект и ввести его в дальнейшем в хозяйственный оборот.

Кто принимает решение о сносе или реконструкции?

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в отдельных случаях.

Например, органы местной власти могут принять решение о сносе или реконструкции при возведении, создании самостроя на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нём такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования и в других случаях.

Как можно оформить право собственности на самовольную постройку?

Если привести самовольную постройку в соответствие требованиям, то можно приобрести право собственности.

Рассчитывать на это может лицо, у которого земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании.

Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора. 

Определены ли сроки для сноса или реконструкции самостроя?

Да, поправками скорректирован срок сноса и определён срок приведения самовольной постройки в порядок. Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учётом характера самовольной постройки.

При этом срок для сноса не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев (в прежней редакции не было минимального срока, т.е. теперь можно не бояться внезапного сноса).

Для приведения самостроя в соответствие с установленными требованиями определён срок не менее 3 месяцев и не более 3 лет.

В каких случаях точно не снесут объект самостроя?

Такое решение не может быть принято в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для ИЖС или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

– права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

– параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений;

– эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Какое ещё важное изменение принёс закон № 339-ФЗ?

Вводится норма об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства.

Это все изменения по поводу самовольных построек?

Нет, это только те, что внесли в ГК РФ отдельным законом. В целях реализации положений гражданского законодательства о самовольных постройках соответствующие изменения внесены также в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и ряд иных нормативных правовых актов законом № 340-ФЗ.

В нём установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий. Одно из новшеств – вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства.

Когда законы вступают в силу?

Рассматриваемые законы вступили в силу со дня их официального опубликования – 4 августа 2018 года.

Источник

(Visited 47 times, 1 visits today)

Источник: https://law.kolomnaonline.ru/vazhnye-izmeneniya-v-pravilah-snosa-samovolnyh-postroek.html

Помощь закона
Добавить комментарий