Социальное обслуживание граждан

Закон о социальном обслуживании граждан: лучше прежнего?

Социальное обслуживание граждан

Под занавес 2013 года был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Принес ли он заветное облегчение социально незащищенным категориям населения? Что нового появилось в сравнении с законом, действовавшим последние двадцать лет? Предлагаем краткий обзор, сделанный юристом правовой группы Центра лечебной педагогики Еленой Заблоцкис:

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»: кратко о новых правовых реалиях

в сравнении с прежними

(закон вступает в силу с 1 января 2015 г.)

Понятийный аппарат

1. Определены цели социального обслуживания – улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

2. Определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании».

Основные принципы

 3. Новый принцип социального обслуживания – сохранение пребывания в привычной благоприятной среде. С одной стороны – движение вперед.

С другой –интернат с этой точки зрения тоже можно трактовать как «привычную благоприятную среду» (ср. в Конвенции ООН о правах инвалидов: «жить в обычных местах проживания», «недопущение изоляции или сегрегации от местного сообщества».

) То есть, решение проблемы недопущения сегрегации формулировкой закона не решается.

4. Виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

 Отрадно, что специально выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

Что касается услуг в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, – их содержание и развитие зависит от от того, какие параметры услуг Минтруда РФ заложит в нормативные акты федерального уровня и в рекомендации, направляемые в регионы. 

Объем социальных гарантий и разграничение полномочий

5. Примерный перечень социальных услуг по видам, включая требования и форме предоставления информации, утверди Минтруд РФ.

Субъект РФ утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется на территории субъекта РФ с учетом примерного перечня.

Такое положение обязывает субъект РФ лишь ориентироваться на примерный федеральный перечень, но не обеспечивать на своей территории все те услуги, которые в нем содержатся.

Таким образом, законодательство не гарантирует предоставления определенного набора услуг на территории любого субъекта России – побудить к этому регионы может лишь политическое влияние Федерации и политическая воля властей региона.  Таким образом повышение гарантий (расширение территориального перечня) переходит в сферу социального лоббирования.

Переходное положение: перечень услуг не может быть сокращен по сравнению с действующим в субъекте РФ на 31.12.2014.

6.

Примерный порядок предоставления социальных услуг, включающий в себя стандарты социальных услуг, а также примерные формы заявления об их предоставлении и договоры об их оказании, утверждает Минтруд РФ. Порядок предоставления услуг на территории субъекта РФ утверждается субъектом РФ с учетом федерального примерного порядка.

7. Новый Закон не содержит перечня видов учреждений социального обслуживания; примерная номенклатура их утверждается Минтрудом, а реальная номенклатура в регионе – субъектом РФ. Также Минтруд должен разработать методические рекомендации по расчету потребности субъектов РФ в развитии сети организаций СО.

8. Минтруд и власти субъекта РФ должны осуществлять координацию деятельности всех органов власти и организаций, в том числе, негосударственных, в сфере социального обслуживания. В связи с этим от них надлежит ждать приказов и методических рекомендаций на эту тему.

9. Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания; порядок мониторинга и формы документов должен утвердить Минтруд.

10. Субъект РФ должен установить порядок осуществления контроля (надзора) в системе социального обслуживания.

Финансирование

11. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования.

12.  Бесплатно услуги предоставляются:

а) как и прежде: несовершеннолетним и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах (включая стационарные услуги);

б) дополнительным категориям, которые определяет субъект РФ;

в) нововведение: гражданам, чей доход ниже «предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» или равен ей. Исключение – стационарные услуги: они предоставляются этой категории платно (см. п. 14).

«Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» устанавливает субъект РФ; она не может быть ниже 1,5 величины прожиточного минимума в регионе. Порядок определения этой величины устанавливает Правительство РФ.

13. За плату услуги получают все остальные граждане. Величина платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Плата не может превышать 50% разницы между реальной величиной среднедушевого дохода и «предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг».

14. Плата за стационарные услуги устанавливается всем, кроме категорий, перечисленных в п. 12 а) и б), на основе тарифов. Плата не может превышать 75% среднедушевого дохода.

Участие негосударственного сектора

15. Субъектам РФ даны полномочия организовывать поддержку НКО и благотворителей в сфере социального обслуживания, а также разрабатывать и реализовывать мероприятия по формированию и развитию рынка социальных услуг, включая негосударственные организации. От региона зависит, насколько эти полномочия будут реализованы.

16. Общественный контроль в сфере социального обслуживания предписывается осуществлять в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Органы власти должны оказывать содействие в проведении общественного контроля.

17. Во всех государственных организациях социального обслуживания должны быть созданы попечительские советы. Примерное положение о попечительских советах утверждает Минтруд.

Порядок предоставления социальных услуг

18. Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций, граждан.

Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина.

Независимо от того, кто обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи».

19. Вводятся новые (в сравнении с прежним законом) основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании:

– наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном уходе;

– отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком;

– наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;

– наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами с психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

(Заметим, что в ситуации, когда закон не вводит особого понимания «семьи», трактовка «внутрисемейного» конфликта произвольна и будет производиться по-разному.[1])

20. Введено понятие «социальное сопровождение» (ст. 22).

В социальное обслуживание входит, помимо социальных услуг, также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящимся непосредственно к социальным услугам.

Такое выделение полезно с точки зрения обеспечения «комплексности» помощи; заметим, что в прежнем законодательстве это также предусматривалось, но в составе социальных услуг.

Новый подход безусловно лучше с формальной точки зрения: отныне органы социальной защиты обязаны будут включаться в межведомственное взаимодействие – во всяком случае, отсылать первичные письма в соответствующие ведомства. Важно, чтобы на этом все не кончалось, и органы социальной защиты доводили «содействие» до логического конца, а не просто снимали бы с себя ответственность.

Параллельно Минтруд и субъект РФ должны утвердить рекомендации по организации и порядок организации межведомственного взаимодействия по предоставлению как непосредственно социальных услуг, так и описанных выше услуг по «содействию».

21. Вводится понятие «индивидуальная программа предоставления социальных услуг» (далее – Программа). Программа составляется уполномоченным органом, определяемым субъектом РФ, гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании, исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах.

Минтруд утверждает рекомендации по определению индивидуальной потребности и форму индивидуальной Программы. В Программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение.

Программа пересматривается при изменении потребности в социальных услугах, но не реже чем раз в три года. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный.

Программа действительна и на территории другого субъекта РФ в объеме перечня социальных услуг, гарантированного в другом субъекте РФ – до составления программы по новому месту жительства.

Срочные социальные услуги оказываются без договора и Программы.

22. Более четко определены различия в формах социального обслуживания:

– на дому;

 – в полустационарной форме – социальное обслуживание в определенное время суток;

– в стационарной форме – при постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

23. Определены критерии доступности социальных услуг – техническая доступность и вспомогательные услуги (их гражданину обязаны обеспечить).

24. Порядок помещения в специализированные стационарные учреждения определяет Минтруд, а для лиц с психическими расстройствами – порядок в соответствии с законодательством о психиатрической помощи.

Учет и поддержка поставщиков

25. Поставщики социальных услуг (включая все государственные и негосударственные организации социального обслуживания) включаются в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ (в законе проскальзывает термин «рекомендуемых» поставщиков). Рекомендации по формированию реестра составляет Минтруд.

 26. Введена обязанность поставщика предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной Программой предоставления социальных услуг.

При этом отмечается, что поставщики имеют право предоставлять, по договоренности с потребителем, иные социальные услуги (сверх Программы) за плату.

Общая логика понятна; однако при изложении не учтено, что даже те услуги, которые могут входить в индивидуальную Программу, в соответствии с законом могут предоставляться за плату.

27. Определено финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями:

– путем предоставления субсидий;

– путем проведения государственных закупок социальных услуг;

– путем выплаты компенсации в порядке и размере, устанавливаемых субъектом РФ, если организация включена в реестр, не выполняет государственный заказ, но предоставила социальные услуги гражданину в соответствии с индивидуальной Программой.

Само по себе это положение удивительно, поскольку предполагается, что организация предоставляет в таком случае социальные услуги потребителю бесплатно или со скидкой – это зависит от условий или размера возможной компенсации. А потом уже предъявляет государству неоплаченные потребителем расходы с целью получения компенсации.

(Предстоит исследовать, насколько реалистична такая ситуация с точки зрения бухгалтерского учета.)

 

[1] На стадии обсуждения законопроекта  предлагалось уйти от определения «внутрисемейный»: при наличии конфликта с перечисленными лицами, независимо от того, есть ли официальное подтверждение брака, родственных связей, совместное проживание, – человек в любом случае нуждается в помощи.

Пример реальной ситуации – родители в разводе, живут отдельно, ребенок с мамой. Папа каждый день приходит к маме и третирует ее. Живут раздельно, в браке не состоят.

Милиция может забрать, даже наложить административное взыскание, а дальше все продолжается – поскольку конфликт уже не считается «внутрисемейным».

Источник: https://www.osoboedetstvo.ru/post/2014/02/zakon-o-socialnom-obsluzhivanii-grazhdan-luchshe-prezhnego

Социальное обслуживание

Социальное обслуживание граждан

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

  • гражданина;
  • его опекуна, попечителя, другого законного представителя;
  • органа государственной власти;
  • органа местного самоуправления;
  • общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:·    денежных средств;·    продуктов питания;·    средств санитарии и гигиены;·    средств ухода за детьми;·    одежды, обуви и других предметов первой необходимости;·    топлива;·    специальных транспортных средств;

·    технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:·    детям сиротам;·    детям, оставшимся без попечения родителей;·    безнадзорным несовершеннолетним;·    детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;·    гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;·    гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

·    другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании  помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время.

Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sotsialnoe-obsluzhivanie

Социальное обслуживание, его формы и виды

Социальное обслуживание граждан

Социальное обслуживание – это функционирование социальных служб по оказанию социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогической помощи и поддержки; по проведению реабилитации и социальной адаптации граждан; предоставлению материальной помощи определенным категориям населения, пребывающих в трудной жизненной ситуации.

Замечание 1

Социальное обеспечение, согласно ст. 39 Конституции РФ, гарантируется и предоставляется: по достижении пенсионного возраста; при болезни, инвалидности; при потере кормильца и т.д.

Понятие «социальное обслуживание» тесно связано со следующими пересекающимися понятиями:

  • Социальная защита. Представлена системой мероприятий, направленных на обеспечение минимально достаточных и гарантированных условий жизнедеятельности, деятельного существования человека, для поддержания его жизнеобеспечения и реализуемых различными структурами общества.
  • Социальная поддержка – это специальные меры по поддержанию условий, необходимых и достаточных для существования так называемых «слабых» социальных групп, семей, отдельных граждан, испытывающих трудности в своей жизнедеятельности.
  • Социальная помощь. Характеризуется предоставлением социальной службой системы социальных мер в виде поддержки, содействия, услуг отдельным гражданам или социальным группам для смягчения и преодоления сложных жизненных ситуаций, для поддержания полноценной жизнедеятельности, социального статуса и адаптационных процессов в обществе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цель социальной работы – оптимизировать реализацию субъективной роли людей во всех сферах общественной жизни в процессе обеспечения граждан, социальных групп и различных слоев в обществе.

Социальное обслуживание направлено как на осуществление мер социальной поддержки отдельных социальных групп, так и реализацию мер по социальной защите всего населения.

Формы социального обслуживания

Для осуществления социального обслуживания в настоящее время существуют специализированные учреждения, составляющие основу социальных служб.

Все социальные учреждения от специализации и категории граждан носят типовые наименования и включают:

  • специализированные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты и пансионаты для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда; реабилитационные центры; психоневрологические интернаты; дома-интернаты милосердия; дома-интернаты малой вместимости; геронтологические и геронтопсихиатрические центры; социально-оздоровительные центры;
  • учреждения социального обслуживания, предоставляющих жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (социальные квартиры, дома для одиноких престарелых граждан);
  • учреждения полустационарного социального обслуживания на дому;
  • учреждения социального обслуживания, оказывающие консультативную помощь.

Виды социального обслуживания

Учреждения социального обслуживания предоставляют разны виды социальных услуг с учетом возраста граждан, состояния их здоровья, окружающей обстановки и т.д.

Существуют различные виды социального обслуживания:

  1. Социально-бытовые услуги. Основная функция – поддержание жизнедеятельности граждан в быту: содействие в получении преимуществ и льгот в социально-бытовом обеспечении; предоставление помещений для организации лечебных и реабилитационных мероприятий, бытового и культурного обслуживания, учебной и лечебно-трудовой деятельности; предоставление одежды и обуви, постельных принадлежностей; оказание социальных услуг в стационарных учреждениях индивидуального гигиенического характера лицам, не способным выполнять обычные процедуры по состоянию здоровья; предоставление транспорта и помощь при транспортировке; организация ритуальных услуг и т.д.
  2. Социально-медицинские услуги. Ориентированы на поддержание и по возможности – улучшение здоровья граждан: предоставление санитарно-гигиенических услуг (обмывание, обтирание, причесывание, гигиенические ванны и др.); содействие в проведении медико-санитарной экспертизы; госпитализация в лечебно-профилактические учреждения; организация медицинского консультирования; содействие в прохождении диспансеризации; содействие в получении протезно-ортопедической, зубопротезной, слухопротезной помощи; организация медико-санитарного обследования; организация лечебно-трудовой деятельности; организация экстренной медицинской помощи и многое другое.
  3. Социально-психологические услуги. Направлены на организацию мероприятий по коррекции психологического состояния граждан: психологическая диагностика и коррекция; социально-психологическое консультирование; социально-психологический патронаж; психотерапевтическая помощь; психологические тренинги; экстренная медицинско-психологическая помощь; предоставление психологической помощи (общение, беседы, подбадривания, мотивация к активности и т.д.).
  4. Социально-педагогические услуги. Включают мероприятия, направленные на профилактику девиаций в поведении и нарушений личного развития граждан: социально-педагогические консультирование, диагностика и обследование; педагогическая коррекция; социально-педагогический патронаж; анимационные услуги (посещение театров, выставок, экскурсии, организация праздников и др.); обучение инвалидов применять технические средства реабилитации; профессиональное консультирование и профессиональная реабилитация инвалидов; содействие в организации для детей-инвалидов обучения на дому и т.д.
  5. Социально-экономические услуги. Их цель – поддержание и улучшение жизненного уровня населения. К социально-экономическим услугам относятся: содействие в получении пособий, льгот, консультаций, алиментов и др.; оказание материальной помощи; содействие в обеспечении слуховыми аппаратами, протезно-ортопедическими изделиями, очками; улучшение жилищных условий; консультирование по вопросам самообеспечения, развития семейного предпринимательства; содействие в трудоустройстве и т.д.
  6. Социально-правовые услуги. Направлены на изменение или поддержание правового статуса, защиту законных прав граждан, оказание юридической помощи. К социально-правовым услугам относятся: консультирование по вопросам, относящихся к правам на социальное обслуживание; оказание помощи в подготовке жалоб на бездействие или определенные действия работников социальных служб; помощь в оформлении документов; консультирование по поводу пенсионного обеспечения; содействие в получении льгот и преимуществ, установленных законодательством; содействие в получении медицинского полиса и т.д.

Замечание 2

Все перечисленные социальные услуги предоставляются в стационарных, полустационарных, нестационарных учреждениях, в комплексных учреждениях, на дому, а также гражданами, занимающимися предпринимательством в сфере социального обслуживания.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_obsluzhivanie_ego_formy_i_vidy/

Основные виды соцобслуживания

В последнее время все больше людей нуждаются в социальном обеспечении и помощи от государства. Сталкиваясь с различными жизненными трудностями (например, внезапная инвалидность, тяжелая форма болезни, потеря близких людей, безработица, сложное материальные положение и многие другие проблемы), человек должен знать, что он имеет право на социальное обслуживание.

К основным видам услуг относят:

— материальную помощь-поддержку;

— соцобслуживание на дому или в учреждениях;

— предоставление места проживания;

— помощь в питании;

— консультативная поддержка по решению различных задач;

— реабилитационные мероприятия.

Все эти услуги населению предоставляет социальная служба, в которой работают специалисты из разных сфер жизнедеятельности, способные оказать квалифицированную помощь любому, кто обратится в комплексный центр социального обслуживания граждан.

Действенная помощь центров

Социальные работники ведут учет по оказанию помощи тем людям, которые остро нуждаются в поддержке от государства (нетрудоспособное население, пенсионеры преклонного возраста, люди с ограниченными возможностями, дети-сироты и другие категории).

Также ведется социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (ухаживание за тяжелобольными, уборка квартир, стирка и глажка белья, покупка продуктов питания и прочее), то есть те группы граждан, которые не могут самостоятельно себя обслужить и нуждаются в помощи посторонних лиц (особенно одинокие люди пенсионно-преклонного возраста, а также инвалиды-колясочники, маленькие дети и др.).

Кроме того, социальное обслуживание населения заключается не только в помощи и поддержке, но и направлено на профилактические меры по преодолению трудностей, например, помощь в поиске работы безработным людям или материальные выплаты на сложную операцию, превышающую доходы клиента.

Таким образом, социальные службы решают практически все вопросы, удовлетворяющие потребности граждан, столкнувшихся с трудно решаемыми ситуациями или материальными трудностями.

Однако, такие услуги предоставляются лишь в том случае, если наступает критическая ситуация и человек действительно нуждается в такой помощи.

Если нет оснований для получения данных услуг, то у граждан есть право обратиться за консультацией, где грамотный специалист разберется в любой ситуации и даст рекомендации, в какие учреждения социального обслуживания может обратиться человек за помощью по решению своей проблемы.

Ситуации, дающие право на получение социальной помощи

Любой человек может оказаться в сложной или критической жизненной ситуации, но для получения социальной поддержки, должны быть основания.

Существуют регламентированные законом определенные обстоятельства, способные нарушить жизнедеятельность граждан (например, семейные трудности: алкоголик в семье или с расстройством психики), в результате чего, способность преодолеть эти препятствия самостоятельно человеку одному – не под силу.

Это могут быть события, связанные с потребностью в определенные жизненные моменты, неожиданно возникшие и трудно решаемые вопросы.

Например, потеря родного человека (кормильца), необходимость в большой сумме для лечения или оперативного вмешательства.

Также, некоторым может понадобиться юридическая помощь в решении жизненных проблем (добиться получения пенсии по потере кормильца или получение инвалидности).

Т. е., любые ситуации, с которыми самостоятельно человеку справиться трудно или практически невозможно (например, из-за материальных трудностей), решает социальная служба.

Основанием может быть ситуация при частичной или полной утрате трудоспособности, способности себя обслужить, самому передвигаться, приготовить себе еду, особенно это касается людей пожилого возраста или инвалидов-колясочников. Также сиротство, неблагополучные семьи, алкоголизм, наркомания и другие причины.

Право на получение услуг имеют и граждане, которые в результате непредвиденных обстоятельств, ЧС, военных действий или катастрофы, лишились жилья, получили увечье, по какой-то причине стали инвалидом или потеряли кого-то из членов семьи. Производственная травма также может стать основанием для обращения в социальную службу.

Помощь могут получать дети-сироты, инвалиды детства – выпускники интернатов, детских домов, беспризорники, в том числе и люди с девиациями (алкогольная зависимость, наркомания, неуравновешенная психика).

Социальная служба придерживается Государственной программы по обеспечению достойной жизни граждан разных категорий населения (малообеспеченные семьи, пенсионеры и т. д.).

Кто может быть клиентом центра социальной службы

Из всего перечисленного выше следует, что в центр могут обратиться определенные категории, граждане или семья, которым необходима социальная помощь-поддержка.

Клиентами социального центра помощи могут быть:

— люди с ограниченными возможностями, инвалиды;

— люди преклонного возраста, пенсионеры;

— сироты, у которых нет родителей, беспризорники, дети, подвергшиеся психологическому или психофизическому насилию;

— семьи, доходы которых минимальны и требуют материальной помощи;

— бомжи, не имеющие собственного жилья;

— беженцы, переселенцы, пострадавшие от военно-политических и других конфликтов;

— люди, нуждающиеся в помощи и защищенности.

Клиентами центра могут быть семьи, которые имеют право на предоставление им услуг:

— оказавшиеся в критическом положении;

— имеющие детей, лишившихся родителей;

— малообеспеченные семьи;

— в состав которых входят инвалиды или дети-инвалиды;

— семьи, состоящие из людей пожилого возраста;

— пострадавшие при чрезвычайной, экстремальной ситуации;

— другие семьи, столкнувшиеся с трудностями, которым необходима помощь и социальная защита.

Основные принципы соцобслуживания населения/граждан

Приоритетной задачей любого государства является обеспечение своим гражданам гуманистических принципов защиты.

Такими принципами являются:

— ответственность;

— посещение адресата;

— добровольное желание;

— доступность услуг;

— гуманный подход к проблеме каждого посетителя;

— оказание услуг наиболее незащищенным и нуждающимся слоям населения;

— конфиденциальность полученной информации;

— профилактическое направление;

— соблюдение прав человека;

— реальная помощь нуждающимся гражданам.

Все эти принципы должны исполняться сотрудниками службы социального обеспечения и контролироваться соответствующими органами.

Таким образом, социальная деятельность (обслуживание населения) подконтрольна уполномоченным организациям.

Социальное обслуживание was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/obschestvo/povedenie/sotsialnoe-obsluzhivanie-2.html

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

Социальное обслуживание граждан

Время чтения: ~7 минут Светлана Поздникова 984

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью.

Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт.

Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

На заметку, обслуживание на дому производит работник отдела социальной помощи населению.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе.

Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Стационарное обслуживание

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

Меры социальной поддержки инвалидов

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности.

Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов.

Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.

Срочное оказание помощи проводится для людей, которые находятся в остром социальном положении.

Помощь может оказываться следующим слоям населения: неработающим малоимущим, одиноким пенсионерам, инвалидам, семьям, которые состоят из пенсионеров, где не имеется работоспособных членов семьи, при среднедушевом доходе ниже уровня прожиточного минимума, гражданам, которые потеряли близкого родственника и не имеют средств на его погребение.

При обращении за помощью в местное отделение соцзащиты необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за 3 месяца.

На заметку, срочную социальную помощь осуществляет муниципальный центр соцзащиты населения.

Социально-консультативное сопровождение направлено на адаптацию инвалидов в социуме, способствует снятию напряженности в отношениях, создает благоприятную обстановку в семье, обеспечивает связь в обществе, государстве. Инвалидам оказывается социальная поддержка в решении проблем путем выявления граждан, которые нуждаются в консультации, профилактики социальных отклонений, работы с семьей, в которой проживают инвалиды.

Проводятся организации досуга пожилых людей и инвалидов, консультации в области профориентации, обучения, дальнейшего трудоустройства, обеспечения государственными учреждениями необходимого образца, общественными организациями, помогающих бороться с общими проблемами, оказывается правовая консультация. Социально-консультативную помощь оказывает муниципальный центр соцобслуживания, местный отдел социальной защиты населения.

Исходя из законодательства РФ у инвалидов имеется право на получение следующих социальных услуг: получение бесплатной медицинской помощи, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту врача в соответствии с определенным перечнем, получение санаторно-курортного лечения, льготный проезд на общественном, речном, железнодорожном, воздушном транспорте.

Инвалиды получают бесплатные путевки, при отказе от которых выплачивается компенсация

У инвалида имеется право на отказ от пользования перечисленными услугами и получение ежемесячной ЕДВ. Данная сумма в 2019 году составляет:

  • инвалидам 3 группы – 2073, 51 руб.;
  • инвалидам 2 группы – 2590,24 руб.;
  • инвалидам 1 группы – 3626,98 руб.;
  • детям-инвалидам – 2590,24 руб.

Социальное обслуживание направлено на адаптацию, получение медицинской помощи, реабилитацию, консультацию инвалидам и людям пожилого возраста. Эти моменты регулируются законодательством РФ.

Источник: https://invalidu.com/prava/socialnoe-obsluzhivanie-pozhilyh-grazhdan-invalidov

Помощь закона
Добавить комментарий