Социальный подход к становлению теории права

Теории социологии права

Социальный подход к становлению теории права

Социология зародилась и выделилась в самостоятельную отрасль знаний в конце XIX века.

Формирование социологических теорий права шло двумя путями:

  1. путь создания правовых концепций в рамках общей социологии;
  2. применение социологических понятий и методов в области юридических наук.

Социологическая школа права относится к позитивистским теориям. Представители этой теории стараются избегать моральных принимать право таким, какое оно есть.

Социологическая школа первостепенное значение придает практике, реальному действию права. Видными представителями этой школы в России был С.А. Муромцев, в Германии – Е. Эрлих, выступавшие за живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей.

Определение 1

Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права.

Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основоположник социологической теории Иеринг считает, что цель правоотношений определяют интересы конкретных людей, и теория естественного права не есть надежный масштаб для идентификации и защиты определенного интереса.

Данная теория предполагает, что любой интерес можно представить в качестве финансового правопритязания.

Универсальные аспекты теории были несколько ослаблены последователями Иеринга и проблемы социологии права стали сводить к судейскому праву, полагая, что совокупность судейских решений и есть действительное или живое право.

Право в социологической теории рассматривается как эмпирическое явление и её основной постулат в том, что право следует искать в реальной жизни.

Нормы закона – это признаки права, а само право есть не что иное, как порядок в общественных отношениях, в действиях человека.

Спор какой-либо конкретной ситуации должны разрешать судебные или административные органы.

Позитивный характер теории носят следующие положения:

  • общество и право признаются целостными и взаимосвязанными явлениями;
  • изучению подлежат не только нормы права, но и вся совокупность сложившихся правовых отношений;
  • роль права признается средством социального контроля в достижении социального равновесия, судебная власть с её ролью возвышается.

Социологическая теория права имеет свои достоинства – конкретные интересы и потребности человека были признаны основами правопорядка впервые в юриспруденции, юриспруденция стала, открыта для взаимодействия с другими социальными науками, а право признавалось элементом социальной структуры.

Недостатками теории явилось то, что право не есть совокупность человеческих притязаний, основанных на конкретных интересах; и предмет юриспруденции может быть утрачен при чрезмерной социализации права, роль законодателя принижается с отождествлением живого права с судебным правом и возможным судейским произволом, а это может подменить законодательство.

Психологическая теория права

Психологическая теория права получила свое распространение в начале XX века.

Её родоначальником был русский ученый Л.И. Петражицкий один из самых выдающихся теоретиков права в России.

Автор подразделяет право на позитивное – совокупность норм права и интуитивное – чисто психическое явление, особое состояние души человека.

Оно имеет индивидуальный характер и его содержание определяется обстоятельствами жизни, воспитанием, образованием, социальным положением, личными знакомствами и отношениями каждого.

Таким образом, делается вывод, что существует интуитивное право данного класса, семьи, детского кружка и др.

Интуитивное право вырабатывается в результате общения людей в разных кругах, имеющих общие интересы, которые противостоят интересам других. Общение, считает автор теории, основывается на эмоциях этих людей, которые вместе с их психикой играют главную роль как в приспособлении к условиям жизни, так и в образовании государства и права.

Разногласия, существующие между интуитивным и позитивным правом, заключаются в следующем:

  • разные элементы общества, классы, индивиды имеют различное содержание интуитивного права, поэтому позитивное право по содержанию всех элементов общества не может совпадать с интуитивным правом;
  • развитие и смена содержания интуитивного права в истории происходит постепенно, в то время, как развитие позитивного права подвергается задержкам и отступлениям от постепенного развития.

Таким образом, позитивное и интуитивное право должны расходиться по содержанию.

Согласно Л.И. Петражицкому базовым элементом права является «правовая эмоция» или «импульсия», которая делится на репульсию, что значит отвращение и аппульсию – притягивание.

По мнению Л.И. Петражицкого в психике человека среди её базовых элементов отсутствует 4-й важный элемент – это претерпевание.

Претерпевание носит проективно-атрибутивный двусторонний характер и отличается от страдания, которое является негативным ощущением. Взяв претерпевание за основу Петражицкий развивает концепцию императивно-атрибутивных эмоций или правовых импульсий.

Важнейшей стороной правовой системы, на которую обращает внимание теория, является психологическая сторона и это её положительный момент.

Без учета психологических особенностей человека нельзя издавать и применять законы.

Теория имеет недостатки, связанные с её односторонним характером, отрывом от объективной реальности, невозможностью структурировать право в её рамках.

Это дуалистическая теория, делящая правопорядок на две части и допускающая существование правоотношений трансматериального характера.

Этот характер говорит о том, что правовая эмоция может проецироваться как на человека, так и на животное.

Наряду с недостатками есть и определенные достоинства, одним из которых является сложная природа правопорядка впервые показанная Петражицким.

Замечание 1

Помимо этого автор теории показал универсальность правопорядка и его демократичный характер, а также доказал существование особых правовых переживаний в виде интуитивных норм.

Нормативистская теория права

Свое начало эта школа права берет из немецкой философии И. Канта, которому принадлежит понятие «категорический императив», т.е. обязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений.

Теория, родоначальником которой был австрийский юрист Г. Кельзен, наиболее широко была распространена в XIX веке и способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения.

Правовое государство в смысле самоограничения власти законом – эта идея впервые была выдвинута нормативистами.

Кельзен считал, что только правом определяется право и только в нем самом содержится его сила.

По его мнению, право – это совокупность норм, осуществление которых происходит в принудительном порядке. Право при нормативном подходе представляет собой систему правил, регулирующих поведение человека.

Эти правила исходят от государства и охраняются государством. Основой нормативного правопонимания является теория позитивного права, отождествляющего право и закон.

Вершиной нормы законов является конституция.

Нормативистский подход позволял создавать и совершенствовать систему законодательства и обеспечивал определенный режим законности.

Нормативистская теория, как и другие, имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам относится то, что она доказывает связь права и государства, а также его обязательное исполнение всеми субъектами.

Недостаток заключается в отрицании естественных прав человека.

Кроме этого, теория служит обоснованием всевластия государства.

Замечание 2

В начале XX века в данной правовой школе выделяется отдельное направление, получившее название «чистое учение о праве», основоположники которого противопоставляли право реальной общественной жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_prava/teorii_sociologii_prava/

Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Социальный подход к становлению теории права

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий.

Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления.

К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая.

Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину.

Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

Суть теории

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич.

Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права.

В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе.

В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле.

Такие люди становятся лидерами в обществе.

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе.

Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей.

Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права.

Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

  1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
  2. Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
  3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

Психологическая теория права. Критика

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы.

Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства.

Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Достоинства учения

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения.

При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением.

Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Философские и методологические основы

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли.

Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия.

Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические.

Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов.

Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида.

Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И.

Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

Этические нормы

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название “нравственные нормы”. Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение.

Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других.

То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Заключение

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные.

Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность.

Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Источник: https://FB.ru/article/180928/psihologicheskaya-teoriya-prava-psihologicheskaya-teoriya-proishojdeniya-prava

37.Особенности «социологических» теорий права

Социальный подход к становлению теории права

Социологическийподход рассматривает право каксовокупность общеобязательных дляисполнения норм, определяющих социальныеотношения, установленные группой дляпринадлежащих к ней индивидов в любоймомент времени. Сторонникиэтого направления обращаются преждевсего к процессу реализации права,выдвигают лозунг “право в действии”.Правовые нормы государства, по их мнению,— это лишь часть права.

Наряду с нимисуществует “живое право”, котороеесть не что иное, как сложившиеся вобществе фактические отношения. Главное,утверждают они, — изучение реальногопорядка, то есть не тех предписаний,которые зафиксированы в правовой норме,а самого процесса действия права вобществе, конкретных действий участниковправоотношений.

В связи с этимобосновывается идея “гибкости права”,другими словами, возможность измененияправовой нормы в процессе ее применения.Отсюда — отказ от непререкаемогоавторитета закона, требование свободысудейского усмотрения.

Эта теория ведетк фактическому расширению “правотворческих”функций судьи и принижению роли закона,поскольку судья не связан юридическиминормами и может по своему усмотрению,основываясь лишь на собственной интуиции,решить то или иное дело.

Плюсы:

  • 1) учитываются социальные отношения, влияющие на формирование права;

  • 2) право формируется и познается в сравнении.

Минусы:

  • 1) нет прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в их конечных результатах;

  • 2) опасность некомпетентного решения и произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

38.Либерально-юридическая теория права

Либертарно-юридическая теорияисходит из того, что право — это формаотношений равенства, свободы исправедливости, основанная на принципеформального равенства. Соответственноразличаются право как выражение указаннойидеи и закон как распоряжениегосударственной власти, которое можетбыть правовым либо выражать произвол,деспотию.

39.Функции права: понятия и классификация

Функцииправа представляютсобой ключевые направления юридическоговоздействия права на общественныеотношения, в которых раскрываютсясущность и социальное назначение правав общественной жизни.

Существуетнесколько видовфункций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальныефункции –это функции, посредством которых правовыражается в качестве социальныхрегуляторов отношений в различныхсферах общественной жизни:

1) политическаяфункция – это функция, которая направленана правовое регулирование междусубъектами политической власти;

2) экономическаяфункция – это функция, которая направленана юридическое обеспечение надежностии справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческаяфункция – это функция, которая направленана собрание и развитие культурно-духовныхценностей;

4) функциясоциального контроля – это функция,которая заключается в исполнениивоздействия права на поведение субъектовс помощью поощрения, стимулирования,удержания от неправомерных действий ит. д.;

5) воспитательнаяфункция – функция, посредством которойскладывается убежденность в целесообразноми справедливом порядке правовогорегулирования.

Специально-юридическиефункции –это функции, посредством которыхопределяются средства и приемырегулирования общественных отношений:

1) регулятивнаяфункция – это функция, которая направленана осуществление правового воздействия,которое устремлено на организациюсоциально значимых отношений посредствомформально определенных правил поведения,требований общественного развития,особенностей обстановки как внутригосударства, так и на международнойарене;

2) регулятивнаядинамическая функция – это функция, спомощью которой осуществляетсявоздействие на общественные отношенияс помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивнаястатическая функция – это функция, спомощью которой реализовываетсявоздействие на общественные отношенияс помощью закрепления их состояния винститутах права;

4) охранительнаяфункция – это функция, которая состоитв охране положительных, правомерных ивытеснении отрицательных явленийобщественной жизни, а также пресечении,предупреждении и восстановлениинарушенных прав:

5) компенсационнаяфункция – это функция, с помощью которойобеспечивается предоставление компенсацийза причиненный вред или нанесенныйущерб;

6) восстановительнаяфункция – это функция, которая направленана восстановление нарушенного правалибо положения;

7) ограничительнаяфункция – это функция, которая направленана ограничение в общественных отношенияхобщественно опасного поведения;

8) карательнаяфункция – это функция, которая состоитв назначении наказания за совершенныеправонарушения.

Сферыдействия права и морали не совпадаютлишь частично, т. е. значительнаясовокупность общественных отношенийи является предметом регулирования иправа, и морали. Моральные требованиядают больший простор для толкования иприменения, при этом право и моральрассматриваются по времени введения вдействие и их историческим судьбам.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6051310/page:28/

Помощь закона
Добавить комментарий