Сторонники неопозитивизма

Философия XX в. Неопозитивизм – это… Неопозитивизм: представители, описание и особенности

Сторонники неопозитивизма

Неопозитивизм – это философская школа, включающая в себя идеи эмпиризма. Данное учение заключается в том, чтобы познавать мир, используя чувственный опыт. И опираясь на логику, рациональность и математику иметь возможность систематизировать полученные знания.

Логический позитивизм, как еще иначе называют это направление, утверждает, что если устранить все то, что познать невозможно, то мир будет познан. Неопозитивизм, представители которого в основном проживали в Варшаве и Львове, Берлине, и даже в Соединенных Штатах Америки, гордо несли это звание.

После начала Первой мировой войны многие из них эмигрировали на запад Европы и через Атлантический океан, что способствовало распространению данного учения.

История развития

Впервые заговорили о новом направлении Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн. С их слов выходило, что неопозитивизм – это синтез метафизики, логики и науки. Один из них даже написал трактат о логике, где подчеркнул центральные положения формирующейся школы:

  1. Наше мышление ограничивается только языком, следовательно, чем больше человек знает языков и чем шире его образование, тем дальше простирается его мышление.
  2. Существует только один мир, факты, события и научный прогресс определяют, как мы его себе представляем.
  3. Каждое предложение отражает весь мир, так как построено по аналогичным законам.
  4. Любое сложное предложение можно разбить на несколько простых, состоящих, по сути, из фактов.
  5. Высшие формы бытия невыразимы. Проще говоря, духовную сферу нельзя измерить и вывести в виде научной формулы.

Махизм

Этот термин часто употребляют как синоним к определению «позитивизм». Создателями его считаются Э. Мах и Р. Авенариус.

Мах был австрийским физиком и философом, изучал механику, газовую динамику, акустику, оптику и оториноларингологию. идея махизма заключается в том, что опыт должен формировать представление о мире.

Позитивизм и неопозитивизм как учения, ратующие за эмпирический путь познания, отвергаются махизмом, основное утверждение которого – философия обязана стать наукой, изучающей ощущения человека.

И только так можно получить знания о реальном мире.

Экономия мышления

Неопозитивизм в философии – это новое виденье старой проблемы. «Экономия мышления» позволила бы охватить максимум вопросов при минимуме затраченных усилий.

Именно такой прагматичный подход основатели неопозитивизма полагали наиболее приемлемым, логичным и организованным для исследований.

Кроме того, эти философы считали, что для ускорения научных измышлений и формулировок описания и объяснения необходимо изъять из них.

Мах считал, что чем проще наука, тем она ближе к идеалу. Если определение сформулировано максимально просто и понятно, оно отражает действительную картину мира.

Махизм стал основой неопозитивизма, он отождествлялся с «биолого-экономической» теорией познания. Физика утратила свою метафизическую составляющую, философия же стала лишь способом анализа языка. Так утвердил неопозитивизм.

Представители его стремились к простому и экономному понимаю мира, что им отчасти удалось.

На кафедре индуктивных наук Венского университета сформировался круг людей, желающих заниматься наукой и философией одновременно. Идейным стержнем этой организации был Мориц Шлик.

Дэвида Юма можно назвать еще один человеком, продвигавшим неопозитивизм. Проблемы, которые он считал непостижимыми наукой, как то Бог, душа, и подобные метафизические аспекты, не являлись объектом его исследований. Все члены Венского кружка были твердо убеждены, что вещи, не доказанные эмпирическим путем, являются несущественными и не требуют подробного изучения.

Гносеологические принципы

У “Венской школы” были сформулированы свои принципы познания окружающего мира. Вот некоторые из них.

  1. Все знания человечества основаны на чувственном восприятии. Отдельные факты могут быть не связаны между собой. То, чего человек не может понять эмпирическим путем, не существует. Так родился еще один принцип: любое научное знание может быть сведено к простому предложению, основанному на чувственном восприятии.
  2. Те знания, которые мы получаем путем чувственного восприятия, являются абсолютной истинной. Также они ввели понятия истинного и протокольного предложения, что изменило отношение к научным формулировкам в целом.
  3. Абсолютно все функции знания сводятся к описанию полученных ощущений. Неопозитивистам мир представлялся совокупностью впечатлений, сформулированных в простые предложения. Позитивизм и неопозитивизм отказывались давать определения внешнему миру, реальности и другим метафизическим вещам, считая их несущественными. Главной их задачей было составление критериев для оценки индивидуальных ощущений и систематизация их.

Тезисы

Отрицание высших идей и проблем, специфическая форма получения знаний и простота формулировок значительно усложняют такое понятие, как неопозитивизм. Это не делает его более привлекательным для потенциальных приверженцев. Два важных тезиса, которые были краеугольным камнем этого направления, сформулированы так:

– Решение любой проблемы требует ее тщательной формулировки, поэтому логика имеет центральное место в философии.

– Каждая теория, не являющаяся априорной, должна быть доступна проверке эмпирическими методами познания.

Постпозитивизм

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм – звенья одной логической цепи. Это направление в философии появилось в тот момент, когда ученые поняли, что сформулировать все научные тезисы, основываясь исключительно на эмпирическом опыте, невозможно.

Одинаково потерпела поражение и попытка исключить из философии метафизику, поднимавшую классические проблемы человека и человечества. Само признание этого факта дало возможность говорить о том, что неопозитивизм – это уже неактуальная система для формулирования научных изысканий. Точной невозврата стала работа Карла Поппера «Логика научного открытия».

На первый план вышла логика и критический взгляд на проблему, а что касается науки, то под каждым фактом необходима была долженствующая доказательная база.

Позитивизм и неопозитивизм морально устарели для стремительно развивающегося научного прогресса. Необходим был свежий взгляд и здравый философский подход.

Постпозитивизм счел недопустимым разделять науку и философию, отвергается жесткая оппозиция метафизике и другим аспектам области умозрительных заключений. Неопозитивизм в философии – это была возможность логиков захватить власть над умами.

Но их сгубила простота и эмпиричность на фоне быстро приближающегося будущего.

Источник: https://FB.ru/article/230862/filosofiya-xx-v-neopozitivizm---eto-neopozitivizm-predstaviteli-opisanie-i-osobennosti

Сторонники неопозитивизма – Территория Права

Сторонники неопозитивизма

Неопозитивизм

Неопозитивизм (логический позитивизм) возник и оформился как философское направление в 20-х годах прошлого века. Его сторонники работали в университетах ряда стран Европы – Австрии, Германии, Чехословакии.

Наибольшую известность получил так называемый Венский кружок, во главе которого стоял М.Шлик (1882-1936). При общей с предыдущей формой позитивизма антиметафизической направленности в неопозитивизме средством достижения подобных целей была объявлена математическая (символическая) логика, бурно развивавшаяся в начале прошлого века.

Свою задачу неопозитивисты усматривали в логическом анализе языка науки с целью изгнания из него каких-либо метафизических (то есть спекулятивных, чисто умозрительных, не основанных на фактах частных наук) философских рассуждений.

Классическая философия рассматривалась ими как своеобразная «болезнь языка», по отношению к которому философ-неопозитивист, вооруженный логическими знаниями, призван выполнить своеобразные терапевтические функции. Вот характерные высказывания двух идейных отцов неопозитивизма – Л.Витгенштейна (1889-1951) и Р.Карнапа (1891-1970).

«Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем… бессмысленны. Большинство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка».

«Перед безжалостным судом новой логики вся философия в ее старом смысле… разоблачила себя не только как содержательно ложная, на чем настаивали прежние критики, но и как логически несостоятельная и поэтому бессмысленная». Другими словами, по мнению неопозитивистов, почти ко всему философскому наследию следует относиться как к собранию логических нелепостей.

Отсюда вытекает формулировка философского метода, которому обязан следовать философ-неопозитивист: «…не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано (то есть кроме предложений естественных и других частных наук), и затем всегда, когда кто-нибудь скажет что-нибудь метафизическое (то есть философское), показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях. Этот метод был бы… единственным строго правильным методом». Таким образом, из философии должна быть изгнана вся философская, в первую очередь, мировоззренческая проблематика, а от методологической остается лишь формулировка способов логической перестройки языка науки в соответствии с правилами символической логики.

Поскольку неопозитивисты позиционировали себя как продолжатели традиций британского эмпиризма, то не приходится удивляться, что весь комплекс достижений в области духовной культуры представлялся ими в следующем виде: 1) эмпирические науки, основанные на эксперименте и опыте в широком смысле слова; 2) математика; 3) метафизика, к которой относилось все остальное, включая не только философию, но и религию. Все утверждения, основанные на опыте, защищены от проникновения в их содержание метафизических предпосылок. Философские утверждения, коль скоро они допустимы в неопозитивизме, также должны быть основаны на опыте, хотя в целом неопозитивисты рассматривали философию не как собрание теоретических истин, а как деятельность по прояснению смысла утверждений других наук. Но оставалась проблема с математикой. Философы-неопозитивисты хорошо понимали, что математика как теоретическая наука не может быть в той же степени обусловлена опытом, как физика, химия биология. Поэтому математика (как и логика) были объявлены формальными науками, отнесены к языку науки. Логика и математика, утверждали неопозитивисты, не дают знания действительности. Они ничего не говорят о мире и лишь задают схемы допустимых преобразований языковых выражений.

Опираясь на символическую логику и философский эмпиризм, неопозитивизм стремился выработать критерии научности, получившие известность как критерии познавательной значимости.

Исторически первой теорией приписывания значений научным утверждениям (причем именно на основе эмпирических свидетельств) была верификационная теория значения, предложенная еще Ч. Пирсом.

Она не случайно была заимствована неопозитивистами, ведь ее основная идея – отождествление истинности с верификацией, проверяемостью («значением суждения является способ его проверки») преследовала цель сделать ясным и отчетливым понятие истинности отдельных суждений.

Однако в общефилософском плане верификационная теория значения сводила установление истинности к чувственно воспринимаемым проверочным процедурам, замыкала поиск истины в кругу сопоставлений одних эмпирических высказываний с другими, препятствовала принятию в качестве критерия истины соответствие знания реальности.

Увы, требование верифицируемости научных положений в смысле неопозитивизма приводило к тому, что большинство теоретических положений естествознания оказывалось неверифицируемыми. Ведь законы природы формулируются в языке науки как всеобщие высказывания, а такие высказывания не могут быть проверены никаким конечным числом эмпирических свидетельств.

Рассмотрим достаточное простое высказывание в форме всеобщности: «Все лебеди – белые». Никакое число наблюдений белых лебедей не может его верифицировать, поскольку всегда остается возможность встретить лебедей другого цвета (и действительно, в Австралии встречаются черные лебеди).

Тем более, когда речь идет о фундаментальных физических законах – скажем, о законе физического тяготения, как его проверить конечным числом наблюдений, если он касается любых гравитационных масс и расстояний между ними, определенных на области действительных чисел? Попытки как-то согласовать различные «улучшенные» версии теории верификации привели большинство философов-неопозитивистов к убеждению, что познавательное значение отдельных теоретических положений всегда должно раскрываться в контексте тех научных теорий, в которые они входят, и даже, возможно, в контексте соответствующих научных областей, рассматриваемых как единое целое. Но это обстоятельство лишало смысла первоначальный замысел борьбы с метафизикой с позиций эмпиризма, провозглашенный неопозитивистами.

В философской концепции неопозитивизма легко обнаруживаются элементы абсолютизации, преувеличения, неправомерной экстраполяции известных логических приемов и понятий, а также использование методологических принципов частных наук не по их прямому предназначению.

Так, принцип редукции, сведения одних логико-математических задач и проблем к другим – обычное для логики и математики дело. Но в позитивизме этому принципу попытались придать философский смысл, сводя, редуцируя глубокое содержание теоретических положений к тривиальному перечню эмпирических свидетельств.

Многообразные версии верификационных процедур – это, по сути дела, результат неправомерного перенесения на все понятия теоретических наук принципа наблюдаемости (физических величин), придания ему общефилософского характера, хотя исторически он касался только квантовой механики.

(Как известно, создатели квантовой механики руководствовались принципом «наблюдаемости», принципиальной измеримости всех вводимых в теорию физических величин и по этой причине отказались от понятия орбиты атомного электрона как не наблюдаемой

В целом в неопозитивизме была предпринята неудачная попытка предложить научному сообществу «идеальный» образец науки, который, как оказалось, имеет мало общего с ее реальным состоянием, предназначением и подлинными проблемами.

Источник:

Кратко основные идеи и самые известные философы «позитивизмов»

Схема развития/появления «позитивизмов» такова

    Сначала, сам позитивизм, в котором выделяют «три стадии»:
    1. Позитивизм Огюст Конта (попытка создать новую философию науки — «собственно научную», при этом была цель изгнать метафизику и «стороннее» мировоззрение, по возможности всё свести к фактам)
    2. Махизм и Эмпириокритизцизм (развитие позитивизма — попытка отделаться от мировоззренческих проблем) — Э. Мах, Р. Авенариус
    3. Неопозитивизм (попытка свести всё к опыту через верификацию, неуспешно) — Бернард Рассел
  1. Во-вторых уже другой этап — Постпозитивизм (фальсификация вместо верификации, признание того, что полностью отбрасывать метафизику, мировоззрение нельзя) — Карл Поппер, Томас Кун

ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм был создан Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах 19 века
Появление позитивизма было вызвано тем, что философы не разбирались в научных процессах, а их представления о науки были оторваны от реальности. То есть позитивизм был попыткой создать философию науки изнутри самой этой науки.

То есть делается попытка извлечь метод научного познания из самой науки, но тут весь вопрос в том (это один из недостатков позитивизма, остальные будут перечислены ниже), что не ясно какой именно облик науки надо брать. Один из них- учебный — этот образ состоит в том, что все уже ясно понятно и доказано

В то время как на самом деле наука это споры, размышления и сомнения.

Таким образом наука «по учебникам» и исследовательская различаются.

Также следует, понимать что разнятся подходы, в которых исследуется:

  • как осознают свою науку ученые
  • как это видно со стороны

Так например часто опускаются методы — вспомогательные действия- среди которых может быть даже интуиция или совершенно нелогичный выбор пути исследования

Таким образом, соблазн позитивизма состоит в том что он видел науку со стороны результата — не рассматривая многого внутри её.

Так можно увидеть науку значительно проще чем он есть на самом деле.

Позитивизме в некотором смысле идет по более простому пути- наука воспринимается глазами среднего ученого — в том смысле что мы когда идем по улице не задумываемся о том как именно переставлять ноги.

Перечислим методы позитивизма:

  1. у философии науки не должно быть собственного мировоззрения, она должна просто обобщить результаты и выстроить картину мира
  2. наука основывается на эмпирии — на фактах. То есть научные открытия есть следствия научных фактов- таким образом развитие науки следует из накопления фактов- такое воззрение называют словом кумулятивизм— таким образом строительство здания можно свести к накоплению кирпичей (что, естественно, не так)

Несмотря на некоторую наивность позитивизм сыграл важную роль в развитии науки- так выходцы из позитивистского гнезда создали эмпирическую социологию — в то время как Маркс создавал социологию теоретическую.

Почему позитивизм провалился?

С точки зрения позитивизма мировоззранческие ценности входят только в старую метафизику, а ученый же не нуждается ни в каких метафизических представлениях — оказалось что ни ученые ни философы просто не видели форму включения метафизики в науку.

Пример — был открыт закон сохранения массы — но он является лишь частным случаем закона сохранения энергии, но это выяснили только уже после Эйнштейна в 19 веке — ранее же ученые понимают материю куда более упрощенно- просто как вещество.

Но когда заметили, что масса переходит в энергию в процессе радиоактивного распада — то получилось что масса была своего рода мировоззренческой проблемой (то есть возникает вопрос как вообще трактовать собственное ощущение? ведь масса «по-научному оказалась энергией» ?!).

Махизм и Эмпириокритицизм

Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом.

Чтобы справится с позитивизма был проведен его «апгрэйд» и появился махизм — здесь все мировоззренческие проблемы прелагают считать псевдопроблемами — типа «масса или не масса — не очень важно» — наука просто описыват лишь ощущения.

Источник: https://uplast-ekb.ru/pravoprimenenie/storonniki-neopozitivizma.html

Позитивизм Эмпириокритицизм Неопозитивизм Постпозитивизм — порядок и различия, ученые и мнения

Сторонники неопозитивизма

Позитивизм (вообще) (фр. positivisme, от лат.

positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические (“опытные”) исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук (а не общей философии).

Для начала краткая схема:

Кратко основные идеи и самые известные философы “позитивизмов”

Схема развития/появления “позитивизмов” такова

    Сначала, сам позитивизм, в котором выделяют “три стадии”:
    1. Позитивизм Огюст Конта (попытка создать новую философию науки – “собственно научную”, при этом была цель изгнать метафизику и “стороннее” мировоззрение, по возможности всё свести к фактам)
    2. Махизм и Эмпириокритизцизм (развитие позитивизма – попытка отделаться от мировоззренческих проблем) – Э. Мах, Р. Авенариус
    3. Неопозитивизм (попытка свести всё к опыту через верификацию, неуспешно) – Бернард Рассел
  1. Во-вторых уже другой этап – Постпозитивизм (фальсификация вместо верификации, признание того, что полностью отбрасывать метафизику, мировоззрение нельзя) – Карл Поппер, Томас Кун

НЕОПОЗИТИВИЗМ = ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Основы неопозитивизма были заложены в трудах Бертрана Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

Неопозитивизм сыграл большую роль — было открыто, что “то, что считалось замечательным может и не быть замечательным”.

Общее что роднит неопозитивизм с остальными видами позитивизма:

  1. принцип деморкации- жесткого разделения науки и мировоззрения
  2. второе – неопозитивизм – это эмпиризм

Эмпиризм неопозитивизма очень ярко выражается в новом для момента появления неопозитивизма понятии верификации– оно с точки зрения позитивизма дает способ проверки суждения.

Верификация – логическая процедура, которая устанавливает взаимно-однозначное соотвествие между фактами — так называемыми протокольными предложениями и теоретическими предложениями.

То есть из набора протокольных предложений описывающих факты пытаются вывести теоретические суждения и таким образом их верифицировать – то есть подтвердить их таким вот образом. Под фактами подразумеваются либо операции либо результат измерения.

Таким образом проверяемыми суждениями являются только такие, где теоретическое рассуждения можно свести к цепочке фактов.

Что ново сравнении с предыдущими видами позитивизма: ранее все эмпирики просто ограничились доктринами, новые же позитивисты попытались свести теоретические законы к измерениям – фактам.

То есть они первыми обратились к реально действующей теории и стали ее анализировать- первыми стали работать именно с теориями анализируя их. То есть утверждали, что философ науки должен разбираться непосредственно с научными теориями.

Процедура верификации оказывалась неосуществимой. Так вышло что всеобщие суждения не выводятся и частного.
Например – как вывести Закон Ома из повторений измерений? Как можно утверждать о силе тока просто глядя о стрелки рядом с делением? Мы неизбежно начинаем толковать результат- объясняя что означает указание стрелки.

Таким образом, не бывает чисто эмпирических (вообще “без теории”) научных фактов.

Научный факт- это событие описанное на языке науки, а для такого описания нужны общие понятия науки. Так мы применяем теоретические понятие дабы истолковать результат. Возникает понятие теоретической нагруженности факта (возникает как комбинация наличия факта и приписываемого ему объяснения или классификации с использованием теоретических понятий).

Возникает попытка обосновать ситуацию так – наука занимается описанием опыта, но оно конвенциально (произвольно)- то есть мы вводим понятие исходя из красоты, простоты и удобства. Но обычно красота простота и удобство возникают как раз таки по тому что найдено общее основание (что прямо не следует из опыта), которое и ставит все на свои места.

Неопозитивизм о месте философии в науке:

Так, видный представитель последнего Л. Витгенштейн считал, что философия не является одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мнению, цель философии − логическое прояснение мыслей: мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать их ясными и отчетливыми.

Употребляя «строительную терминологию», Витгенштейн говорил, что философ − это не архитектор, помогающий каменщику строить дом, а мусорщик, убирающий комнаты уже построенного дома.

Основная задача философии − борьба с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода псевдопроблем.

Таким образом, по мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин

Постпозитивизм признает программирующее виляние на науку культуры и метафизики.
Знания не сводятся к фактам в постпозитивизме – в процессе познания признается наличие скачков и научных революций – то есть не сводится просто к накоплению фактов.

Именно в постпозитивизме – (если сравнивать с позитивизмом и неопозитивизмом) впервые признано что факт всегда имеет теоретическую окраску и что его можно толковать различным образом.

Карл Поппер
– классик западной философии- стоит между непозитивизмом и постпозитивизмом (кто-то считает его основателем постпозитивизма)

У Поппера две ключевые идеи:

Одна из них – принцип фальсификации – хочется чтобы факт по прежнему был единственным судьей теории – это и роднит его с позитивизмомно выясняется что верификация не работает-

как же тогда факт может подтверждать теорию – ведь верификация невозможна?

Поппер отвечает- это и есть вторая идея- факт работает на на поддержание теории а на ее опровержение – а вот сами эмпирические концепции получаются уже не на эмпирической почве, а, так сказать, в ходе свободного творчества.

Поппер выдвигает концепцию трех миров:

  1. Мир физических состояний — реальность, существующая объективно;
  2. Мир психических состояний — состояние сознания и его активность
  3. Мир идей и гипотез — «мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»

Поппер прямо связывает свою точку зрения с Платоном – но отличие в том что идея порождается человеком – мир идей здесь пополняется творчеством человека.
Второе отличие – платоновские идеи – это бытие – это сущность вещи – они действительно существуют и задают сущность вещи, обитатели же третьего мира Поппера вовсе не являются отражением вещей – это просто способ удобного описания.

Таким образом, развитие науки сводится к пополнению третьего мира – но когда найдется опровергающий факт- идея хоть и остается, но она уже опровергнута.

В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать».

Источник: http://fkn.ktu10.com/?q=node/8021

Позитивизм в философии: появление понятия, развитие идеи, главные тезисы и история становления

Сторонники неопозитивизма

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу.

Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы.

Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников».

В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию.

Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы.

Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии.

Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла.

После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене.

Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г.

Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории.

Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру.

Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство.

После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/pozitivizm.html

Помощь закона
Добавить комментарий