Субъект права как первичный элемент системы права

Первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт

Субъект права как первичный элемент системы права

Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры).

Особенности системы

Выясним, из каких элементов состоит система законодательства. Несмотря на то, что она схожа с системой права, у них существуют многочисленные отличия. Система права представляет собой объективное основание законодательной области, она обеспечивает доступность и ясность правовой информации, устанавливает иерархию юридических норм, учитывает специфику государственного устройства.

Элементы системы права и системы законодательства взаимосвязаны между собой, регулируются конституцией страны.

Систематизация законодательства

Под данным термином подразумевается деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами.

Для того чтобы создать полноценную систему правовых актов, важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме.

Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность.

Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве.

Важность систематизации

Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки.

Формы систематизации

При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии.

Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию.

В зависимости от субъекта выделяют:

  • официальную систематизацию;
  • неофициальную форму.

Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан.

Виды систематизации

Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке.

Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены.

Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания.

Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения.

В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.

Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера.

Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре.

Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса.

Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету.

Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.

Особенности правомерного поведения

Первичным элементом системы законодательства является законодательный акт. Законность предполагает режим конкретного функционирования в государстве права. Речь идет о верховенстве законов, их неукоснительном исполнении всеми государственными органами, гражданами, должностными лицами, общественными организациями.

Выражается законность в равенстве всех членов общества перед законом. Правопорядок предполагает такое состояние систематизации общественных отношений, которое базируется на законности и праве. Он выражается в правомерном поведении основных участников правовых отношений. Именно правопорядок является конечным результатом правового регулирования.

Если преступления, которые совершаются гражданами, имеют массовый характер, они перерастают в нарушение законности.

Принципы правопорядка

Государство обязано обеспечивать законность для всех граждан. Выделяют несколько принципов правопорядка:

  • законность;
  • конституционность;
  • структурность;
  • целостность;
  • нормативность;
  • гарантированность;
  • справедливость;
  • иерархичность.

Ни одно современное государство не способно полноценно существовать и развиваться без упорядоченности общественных взаимоотношений. Законность и правопорядок являются для государства необходимыми элементами правового регулирования. Именно с помощью норм права можно решать семейные, имущественные, политические, экономические споры.

Нормы права четко закрепляют свободы и права любого гражданина, его гарантии, обязанности, способы реализации прав. Именно в нормах права указываются основные обязанности общественных организаций и государственных органов перед гражданами.

Для любого человека правопорядок и законность становятся основными средствами защите личных интересов от беззакония со стороны иных людей, различных государственных структур.

Характеристика правонарушений

Под данным термином подразумевают любые общественно опасные, противоправные деяния, которые причиняют серьезный вред интересам государства, отдельной личности. В настоящее время выделяют несколько видов противоправной деятельности, в основе классификации лежат определенные признаки.

С юридической точки зрения противоправность рассматривается как поведение, которое нарушает норму принятого права.

Виновность является психологическим отношением этого лица к собственному неправомерному поведению, его возможными последствиями.

Закон устанавливает определенные санкции, которые позволяют наказывать тех граждан, что были признаны виновными в определенных деяниях.

Вред от подобных действий определяется в моральном либо материальном виде, от этого зависит серьезность наказания.

В заключение

Правовые нормы важны для любого государства, так как они способствуют сохранению порядка. Среди множества правонарушений, совершаемых отдельными гражданами, группами лиц, организациями, выделяют преступления, проступки, деликты.

Самым серьезным и тяжким видом нарушения норм права считают преступление. Им признают такое опасное для общества поведение, что предусмотрено нормами уголовного законодательства, предполагает использование мер уголовного наказания.

Преступления могут быть связаны с посягательством на политические и экономические нормы государства, личность, имущественные, трудовые, политические права граждан.

Проступки являются нарушения права, несущими меньшую общественную опасность. Именно правовые акты (статьи) позволяют классифицировать действия граждан, выявлять степень тяжести совершаемых ими проступков и преступлений.

Дисциплинарные проступки, гражданские и административные правонарушения, уголовные деяния – все это регламентировано первичными правовыми актами.

В каждом государстве существует своя правовая система, благодаря слаженной работы которой, представители судебной системы принимают решение о целесообразности наказания граждан за совершенные ими деяния, подбирают для них опеределенную меру наказания. От слаженности этой работы зависит целостность государства, покой мирных граждан.

Источник: https://FB.ru/article/350938/pervichnyim-elementom-sistemyi-zakonodatelstva-yavlyaetsya-normativnyiy-pravovoy-akt

Понятие и структурные элементы системы права

Субъект права как первичный элемент системы права

Система права – это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Система права – его определенная внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Характерные черты системы права:

    • единство и различие, взаимодействие юридических норм;
    • способность к делению (систематизации);
    • объективность;
    • материальная обусловленность.

Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять.

Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, “перестроить”.

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему “хотению” учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурные элементы системы права

К структурным элементам системы права относятся:

Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – “исходный” элемент, “живая” клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д.

Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость (качественная однородность той или иной сферы общественных отношений) предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 

    1. структура отдельного нормативного предписания;
    2. структура правового института;
    3. структура правовой отрасли;
    4. структура права в целом.

Материальное и процессуальное право

В правовой науке все юридические нормы подразделяются на

    • материальные – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;
    • процессуальные – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-strukturnie-elementi-sistemi-prava

Помощь закона
Добавить комментарий