Условия наступления административной ответственности

Каким считается возраст наступления административной ответственности

Условия наступления административной ответственности
Административная ответственность

Граждане должны знать основные законы нашей страны, что шестнадцать лет это возраст наступления административной ответственности.

За хулиганские проступки отвечают как не достигшие своего совершеннолетия граждане, так и люди ответственные за их достойное воспитание.

Особенность юридической ответственности

Законодательством определены различные виды ответственности граждан перед обществом, в котором они находятся, взаимодействуют друг с другом различными способами.

В юрисдикции они являются:

  • дисциплинарными
  • гражданскими
  • административными
  • уголовными

Наиболее детальная регламентация, охраняемых существенных общественных отношений, осуществление которых происходит во властных учреждениях государственного аппарата, выполняется с двумя последними видами.

Административное правонарушение

Законодатели определили и разграничили с тщательной четкостью возраст наступления административной ответственности в РФ и возможность уголовного преследования.

Отличительными признаками между ними является тяжесть проступка, и какой негатив он нанес впоследствии.

Наиболее распространенным и часто используемым юристами является наступление административного наказания, так как у проступков данного вида существует значительный перечень, с образованием большого деликтного состава.

Ответственность этого вида наделена как общими так особыми правилами:

  • состав неправомерных действий перечислен в законах, регламентируется налоговыми учреждениями, природоохранными, а также любыми, всплывшими в ходе следственных действий
  • привлечены, могут лица с различным статусом
  • полномочиями, дающими возможность образовывать взыскания, обладают разные органы, должностные лица, присутствующие в обширном перечне подведомственных организаций
  • необходимо присутствие оснований у лица, нарушившего административное законодательство, субъективных характеристик
  • нужно соблюдение порядка по привлечению нарушителей в соответствии с административным характером. Это значит правильный сбор доказательной базы, составленный протокол, решение, вынесенное в установленные законом сроки, выявление особых условий
  • взыскание может быть наложено только после наступления силы постановлений, вынесенных уполномоченными лицами

В законодательстве любое общественное отношение отрегулировано правовыми нормами, в этой процедуре большую значимость имеет урегулирование административных проступков. Поэтому рамки такой ответственности имеют детальную регламентацию, которая ограничена моментами отклонений от административных норм до времени наступления взысканий.

Как происходит установление статуса

В правовых определениях различных доктринах имеются общие признаки, по которым привлекаются люди к ответу, за совершенные поступки при наличии правонарушений.

Они могут содержать состав:

  • субъективный
  • объективный
  • содержащий оба признака

Раскаяние в содеянном

Административные последствия от определенных действий происходят в независимости от сферы общественной жизни в государстве.

К объективной стороне могут принадлежать проступки с активными или пассивными действиями.

Субъективной стороной является внутренняя составляющая нарушения, в которой предоставлена характеристика представителя, указано как он относится к своему проступку, в юриспруденции это имеет четкое определение как степень вины.

Она также разделена на определенные формы:

  • совершение нарушений с умыслом прямым или косвенным
  • выполнение проступка по неосторожности, легкомысленно и небрежно

Деяния людей, совершенные против определенных законодательных норм, происходящие  при обычных общественных отношениях, на этом основании определяют, что  объект деликта пострадал в результате действий обвиняемого.

К субъектам относятся люди любого статуса, имеющие специфические признаки в соответствии с законом, которые должны присутствовать в обязательном порядке.

При отсутствии состава относящегося к административным преступлениям не может быть определено наказание.  В административном законодательстве определены условия с конкретными требованиями к лицам физическим, юридическим, рассматриваемым в виде субъектов правонарушений.

Это больше подходит для характеристики субъективного лица, чтобы выявить его действительную принадлежность и определить:

  • что возраст наступления административной ответственности соответствует
  • дееспособность человека

Кроме этого субъекты по положениям КоАП разделяются на:

  • общие, в них дееспособные физические лица в силу подходящего возраста могут быть привлечены к ответственности по правовым нормам
  • специальные, предусматривающие нарушения должностные во время исполнения служебных обязанностей

В состав правовых проступков входит также особый характер, в который включены несовершеннолетие нарушители, их принадлежность к другому государству или отсутствие гражданства.

Субъектом правонарушения могут рассматриваться лица с юридическим статусом, на них налагаются взыскания, только, если они соответствуют следующим условиям:

  • на основании учредительных документов граждане принадлежат к общественной организации, коммерческой структуре
  • деликт связан с их деятельностью, нарушение произошло против уставных правил
  • в правовых нормах прописана предусмотренная ответственность лиц находящихся на государственной или частной службе

Субъект нарушения порядка по своим конкретным характеристикам, естественно обладающий ими, является как основной преследуемый со стороны административного законодательства. В юридических положениях четко определены условия субъективности для физических лиц, эти критерии требуются уточнять у людей служащих.

В каком порядке привлекаются

В юриспруденции существует, кроме возрастных ограничений и возможности отвечать за свои поступки, правосубъективность, разделенная на понятия в которых выясняется:

  • способен ли человек действовать на основании своих прав
  • возможности людей сознательно существовать, критерием этого является дееспособность конкретных лиц

Растущий уровень совершенных преступлений, обладание способностью осознать свои деяния, какую опасность они представляют в общественных отношениях, позволили законодателям определить, с какого возраста можно человека привлекать за нарушения.

Должны соблюдаться следующие правила:

  • административная ответственность может наступить при минимальном возрасте в 16 лет
  • граждане, кому нет восемнадцати, могут быть освобождены от юридических преследований

Правомочным учреждением на основании федерального законодательства, возможно проявления снисхождения к несовершеннолетнему с выбранной мерой пресечения.

Решаются подобные вопросы соответствующей комиссией на уровне властей:

  • общефедеральных
  • субъективных

Если квалификация уголовных дел и осуществление правосудия проходит согласно единого кодекса, регионы наделены правом вносить свои корректирующие нововведения в административные решения, если они не противоречат закону. Когда нарушитель не достиг совершеннолетия, рассмотрение его проступка может проходить на уровнях любой комиссии.

Административная юрисдикция вправе в этом случае выдвигать в качестве субъектов учреждения с правомочиями:

  • исполнительной власти
  • коллегиальных органов
  • комиссий, работающих с делами граждан, не достигших совершеннолетия
  • мировых судов

Иногда в судебных инстанциях приходится рассматривать дела с административным направлением, где минимум принадлежит к фигурантам несовершеннолетним. Следует отметить, что после вынесенного определения по административному правонарушению, не зависимо, каким должностным лицом оно вынесено не будет осуществляться отметка, что лицо было судимо.

Признаки и виды действующих мер

Как любое правонарушение, так и административное имеет по закону специфические признаки обладающие:

  • противоправностью, в нем преступление совершено в общественных отношениях охраняемых законом
  • виновностью
  • общественной опасностью
  • деянием
  • наказуемостью

На основании этих обвинений выполняется административный процесс по принципу индивидуальных взысканий.

Они бывают как основные, так и дополнительные, могут быть озвучены в виде:

  • предупреждений, они считаются одними из легких, происходят как письменные порицания, отражаются постановлением, в котором требуют больше так не поступать
  • штрафов, назначенных в денежных эквивалентах, на основе законодательных актов карательным органом определяется размер в соответствии с нижними и верхними пределами
  • конфискаций, нарушитель обязан выдать орудие преступления в доход государства, которое подлежит реализации
  • лишений специальных прав, обычно это происходит во время дорожных происшествий
  • административных арестов с заключением на 15 дней с изолированным содержанием в специальных местах
  • депортациях людей за пределы границ РФ, при утрате разрешений или не имеющих прав на проживание в стране
  • дисквалификациях и ограничениях в правах занимать руководящие должности
  • приостановлениях в деятельности предпринимательства или другого характера производства. Такие ограничения действуют до времени исправления ошибок или устанавливается определенный срок
  • обязательных работах, которые предусматривают труд на благо государства и общества
  • административных запретов в посещении общественных мест, где проводятся соревнования

В обязанность карательного органа выбирать взыскания не из представленных перечислений, а те которые предусмотрены санкциями. Люди, наказывающие нарушителя, опираются на его личностную характеристику, как он вел себя во время рассмотрения дела, какие последствия обнаружены после проступка.

В каком порядке происходят разбирательства

Рассматривание дел, в которых присутствуют участники, не достигшие 18 лет, имеют свои определенные нюансы.

Правомочными органами выполняется:

  • устанавливается, определяется характер, было ли совершение правонарушения
  • идентифицируется человек как основное действующее лицо
  • выясняются отягчающие или облегчающие обстоятельства в деле
  • определяются данные его личностной характеристики
  • имущественные положения
  • учитывают заботу родителей
  • рассматривают вопрос с его занятостью учебой
  • насколько нарушитель обеспечен обязательными документами
  • привлекаются законные представители

Административные производства не носят состязательных характеров с присутствием профессиональных защитников, но их привлечение не возбраняется. Возможно проведение заседаний со свидетелями, экспертами, психологами, переводчиками.

Существуют правовые нормы, которые предусматривают предварительное изучение материалов по делу с возможностью предоставления дополнительных проверок. Осуществляется ознакомление с информацией подростка и его представителей.

По определённым срокам, в пределах 15 суток, должны рассмотреть все данные по правонарушению и вынести решение относительно наказания или оправдания, оно подлежит обжалованию в течение 10 дней.

Как наказывают несовершеннолетних

Несовершеннолетний преступник

Основной целью для действующих мер по наказаниям является перевоспитание перешагнувших за черту закона.

Для людей, не достигших положения взрослого человека, эти меры имеют большое значение.

Воспитательными мерами, которые используют подростковые комиссии, служат следующие:

  • если подросток работает, ему могут предъявить административный штраф
  • при наличии собственного дохода в обязанность правонарушителя входит компенсация причинённого ущерба
  • объявляют выговор и сообщают в учебное учреждения или место его общественной занятости
  • письменное предупреждение выдается лично без пересылок
  • обязуют извиниться, если имеется пострадавшая сторона
  • передают под любой выбранный карательной организацией надзор
  • определяют в специализированное учреждение

Так же как и со старшими представителями, если нарушен порядок 16 летним человеком с применением включенных громкоговорителей, музыкальных центров в неурочное время, компьютерной техники – предметы изымаются, реализуются, средства поступают в доход государства. Следует учесть, что не только наказан, но даже не может быть заведено дело с административным характером, если ребенку нет 16 лет.

Как отвечают родители за своих детей

На родителях лежит ответственность перед обществом за  поведение своих чад нарушающих закон.

Их могут обвинить за:

  • неблагополучное, безответственное отношение к воспитанию
  • пренебрежение к образованию
  • умышленное доведение к принятию алкоголя
  • употребление наркотиков
  • нарушение ПДД
  • распитие спиртосодержащих веществ в общественном месте

По перечисленным причинам к родителям или людям, принявшим на себя обязанность воспитания, налагаются наказания:

  • выносится общественное порицание, письменно доводится до общественности проблема
  • предупреждают письмом о наступлении более строгих воздействий, если не будут предприняты исключающие проблему меры
  • в размере половины от минимального заработка выносится взыскание для возмещения ущерба, который нанес ребенок
  • ответственных за воспитание штрафуют, если дети замечены пьяные или распивающие алкогольные напитки

Эти меры направлены для повышения уровня воспитанности человека в семейном кругу, уменьшения случаев административных нарушений. С помощью комиссий, работающих с делами несовершеннолетних, проводится профилактика детской преступности, пресекается неправомерность поведения в самом начале.

Бытует неправильное мнение, что при неподсудности подростков есть возможность уйти от наказания. Не стоит заблуждаться, на этот счет имеются всевозможные меры, которые способны обуздать своеволие.

В независимости от возраста, преступника изолируют от общества, если доказана его опасность. Постановка на учете в полицейском участке негативно скажется на будущей карьере и навсегда останется темным пятном в биографии. Даже административное порицание служит оценкой личности для работодателей и окружающих.

Об административной ответственности несовершеннолетних — на видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://VyborPrava.com/administrative/vozrast-nastupleniya-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Административная ответственность

Условия наступления административной ответственности

10.11.2011 -irina- Рубрика: Лекции»

Административная ответственность

Понятие и особенности административной ответственности

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении уполномоченными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Основные черты (особенности) административной ответственности:

  1. Устанавливается как законами, так и подзаконными актами;
  2. Субъектами ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;
  3. Основанием является административное правонарушение;
  4. За административные правонарушения налагаются административные взыскания;
  5. К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством;
  6. Применяется органами и лицами, не связанными с нарушителем служебными отношениями;
  7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Основные принципы административной ответственности:

  1. Законность, т.е. неукоснительное соблюдение материального и процессуального закона;
  2. Ответственность за вину, т.е. административное взыскание может быть наложено только на лицо виновное в совершении административного правонарушения;
  3. Индивидуализация ответственности, т.е. применение ответственности должно всесторонне учитывать личность правонарушителя, степень антиобщественности проступка; смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  4. Гуманизм, т.е. недопустимость причинения физических страданий, ущемления чести и достоинства лица, привлекаемого к ответственности;
  5. Неотвратимость, т.е. правонарушение должно быть раскрыто, правонарушитель – привлечен к ответственности, а наложенное взыскание – исполнено;
  6. Целесообразность, т.е. применение мер ответственности с учетом всех обстоятельств дела, семейного и имущественного положения правонарушителя, причиненного проступком вреда;
  7. Гласность ответственности, т.е. применение мер ответственности осуществляется в форме публичного процесса.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В ряже случаев, прямо предусмотренных законом, исключается административная ответственность лица, совершившего деяния, имеющие признаки административного правонарушения. Основание этого является наличие следующих обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии вины в действиях вышеуказанного лица:

  1. Не достижение лицом возраста административной ответственности – 16 лет в общем случае 14 лет в случаях, прямо предусмотренных законом (мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил проезда в общественном транспорте и др.) – (ст.4.3 КоАП);
  2. Невменяемость лица, т.е. неспособность лица отдавать отчет своим действиям и руководить ими в связи с психическим расстройством или слабоумием – (ст. 4.4 КоАП);
  3. Отсутствие заявления со стороны потерпевшего, т.е. лица, которому противоправными действиями причинен физический, материальный или моральный ущерб – (ст.4.5 КоАП).
  4. Осуществление лицом необходимой обороны, т.е. права на защиту жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам – (ст.5.1 КоАП);
  5. Причинение лицом вреда правонарушителю, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органом и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным – (ст.5.1 КоАП);
  6. Действия лица в состоянии крайней необходимости, т.е. для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем вред предотвращенный – (ст.5.3. КоАП);

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

  1. Действия лица в ситуации обоснованного риска для достижения общественно полезной цели, т.е. совершение деяний, соответствующих современным научно-техническим знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута путем, не связанным с риском, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения его вредных последствий – (ст.5.4 КоАП).

Условия освобождения от административной ответственности

В ряде случаев закон предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения. При этом считается установленным:

  1. Наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения;
  2. Целесообразность применения к лицу, его совершившего, меры ответственности.

Основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личности правонарушителя.

Условиями освобождения лица от административной ответственности являются:

  1. Малозначительность совершенного правонарушения (ст.8.2 КоАП);
  2. Учет обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение (ст.8.3 КоАП) при наличии одного из следующих обстоятельств:

    1. Предотвращение лицом вредных последствий правонарушения (п.2 ч.1 ст.7.2 КоАП);
    2. Добровольное возмещение или устранение лицом причиненного вреда либо исполнение возложенных на него обязанности, неисполнение которой влечет административное взыскание (п.3 ч.1 ст.7.2 КоАП);
    3. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п.6 ч.1 ст.7.2 КоАП);
  3. Примирение с потерпевшим либо его законным представителем (ст.8.4 КоАП) при совершении правонарушения (ст. 9.1-9.3, 10.6-10.9, 22.13 КоАП), влекущего (в соответствии со ст. 4.5 КоАП) административную ответственность по требованию потерпевшей стороны;
  4. Совершение правонарушения военнослужащим или иным лицом, на которое (в соответствии со ст.4.7 КоАП) распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, кроме прямо предусмотренных (ст.8.5 КоАП) случаев;
  5. Приобретение правонарушителем после наложения на него взыскания психической или иной тяжелой болезни, которая препятствует дальнейшему исполнению взыскания (ст.8.6 КоАП);
  6. Обладание лицом, совершившим правонарушение по ст.17.5 (занятие проституцией) статусом жертвы торговли людьми (ст.8.7 КоАП), т.е. совершение в отношении правонарушителя деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации (в соответствии со ст.171, 171′, 181, 181′, 187 УК).

Освобождение лица от административной ответственности может иметь следующие последствия:

  1. Объявление устного замечания, не влекущего правовых последствий;
  2. Передача материалов в трудовой коллектив, общественную организацию или товарищеский суд для принятия мер общественного воздействия;
  3. Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью.

Условия ограничения административной ответственности

В ряде случаев, предусмотренных законом, существует ограничение административной ответственности, которое может выражаться в невозможности применения конкретных видов административных взысканий к определенным субъектам, совершившим административное правонарушение:

  1. Административный арест не применяется:

    1. К несовершеннолетним;
    2. К женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних;
    3. К инвалидам I и II группы;
    4. К лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;
    5. К лицам, ухаживающим за престарелыми, достигшими 80 лет;
    6. К беременным женщинам;
    7. К военнослужащим;
    8. К лицам, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства;
    9. К членам Совета Республики и депутатам Палаты представителей Национального собрания;
    10. К депутатам местных Советов депутатов;
    11. К судьям и народным заседателям.
  2. Исправительные работы не применяются:

    1. К несовершеннолетним;
    2. К инвалидам I и II группы;
    3. К лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
    4. К беременным женщинам;
    5. К военнослужащим;
    6. К женщинам старше 55 лет и к мужчинам старше 60 лет.
  3. Лишение специального права не применяется к лицам, управляющим транспортным средством, которое получено лицом в связи с его инвалидностью (за исключением предусмотренных законом случаев).
  4. Депортация не применяется к гражданам РБ.
  5. Штраф не применяется к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет (за исключением случаев, когда они имеют собственный доход).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст.7.2 КоАП):

  1. Чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего правонарушение;
  2. Предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  3. Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  4. Наличие на иждивении у физического лица, совершившего правонарушение, малолетнего ребенка;
  5. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  6. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  7. Совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70 лет;
  8. Совершение правонарушения беременной женщиной.

Суд или орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные не указанные выше обстоятельства.

Любое обстоятельство, прямо предусмотренное законом, в случае его присутствия в деле, учитывается в обязательном порядке.

Обстоятельства, отягчающими административную ответственность (ст.7.3 КоАП):

  1. Продолжение противоправного деяния, не смотря на требование прекратить его;
  2. Совершение правонарушения повторно;
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  4. Совершение правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавших в его совершении в качестве исполнителей;
  5. Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  7. Совершение правонарушения в отношении женщины, беременность и роды которой заведомо известна физическому лицу, совершившему правонарушение;
  8. Совершение правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  9. Совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  10. Совершение правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  11. Совершение правонарушения в отношении лица, заведомо для физического лица, совершившего правонарушение, являющегося несовершеннолетним, инвалидом, лицом преклонного возраста или лицом страдающим слабоумием.

Любые иные обстоятельства, не указанные в законе, не могут рассматриваться в качестве отягчающих. Исходя из обстоятельств дела, орган, ведущий административный процесс, может не признать отягчающим обстоятельство, указанное в п.2 (повторность правонарушения) при отсутствии родовой связи объектов правонарушения.

   Административная ответственность,  Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность,  Условия ограничения административной ответственности,  Обстоятельства, исключающие административную ответственность, Понятие и особенности административной ответственности.

Метки текущей записи:

административная ответственность, Административный арест, действие, закон, исключающие административную ответственность, мотив, Обстоятельства, Понятие, Понятие и особенности административной ответственности. закон, права, право, признак, свидетель, смягчающие и отягчающие административную ответственность, спор, статус, судья, Условия ограничения административной ответственности

Источник: http://bip-ip.com/administrativnaya-otvetstvennost/

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие:

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=35086

Помощь закона
Добавить комментарий