Нормы древнего, первобытного общества в значительной степени отличаются от современных. То, что тогда считалось обычным явлением, сегодня может удивить, и даже шокировать обывателя. Связано это и со спецификой того периода, и с особенностями развития и мировоззрения человечества, а также со способами добывания пищи, жизнедеятельности и борьбы за собственное выживание.
В достаточно далекий временной период человеком, а также его действия в первую очередь двигали инстинкты, которые, как известно, действуют независимо от воли и сознания живого существа, поскольку заложены в нем на генетическом, более глубоком уровне. Соответственно, данные инстинкты, по мере развития человека стали трансформироваться в социальные нормы.
Причины возникновения социальных норм в древнем мире кроются в необходимости урегулирования поведения людей, причем таким образом, чтобы достичь их максимального взаимодействия для решения актуальных задач, а также для предотвращения опасностей, которые постоянно возникали извне.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Социальные нормы древнего мира имели свою видовую особенность.
Основными разновидностями являлись следующие: обычаи, нормы морали, религиозные социальные нормы, сакральные нормы (иными словами священные, магические), а также предписания (зарок, заклинания, проклятия и табу) и агрокалендари, которыми пользовались земледельцы для регулирования аграрной деятельности, доступной в первобытные времена практически повсеместно.
Замечание 1
Все они очень тесно взаимосвязаны друг с другом, а многие формы существуют и по сей день. Особенную роль они играют в сообществах, где нормы поддерживаются из поколения в поколение, и им поклоняются большинство населения. Это касается сакральных предписаний, а также религиозных норм и обычаев. Заклинаниями и табу нередко пользуются известные гадалки и провидцы.
Содержание
- 0.1 Особенности развития Древнего Мира
- 0.2 Ключевые нормы и обычаи Древнего Мира
- 0.3 Особенности развития Древнᴇᴦο Мира
- 0.4 Ключевые нормы и обычаи Древнᴇᴦο Мира
- 1 Социальные нормы в первобытных обществах (стр. 1 из 4)
- 2 Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм
- 2.1 Понятие
- 2.2 Возникновение
- 2.3 Классификация
- 2.4 Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства
- 2.5 Общественные правила
- 2.6 Примеры различных социальных норм
- 2.7 Правила в семейных отношениях
- 2.8 Узаконенные социальные правила
- 2.9 Регулирование семейных отношений социальными нормами
- 2.10 Примеры воздействия социальных норм на характер человека
- 2.11 Современные социальные нормы
- 3 Виды социальных норм
Особенности развития Древнего Мира
Поскольку период Древнего Мира – это очень обширный временной промежуток, то стоит отметить особенности развития общества в это время. В начиная с первобытности формировались более сильные и более слабые слои населения.
Впоследствии сильные слои населения превратились в господствующий класс, а слабые стали рабами.
Отсюда и утверждение многих исследователей-историков о том, что цивилизации Древнего Мира учреждались на рабовладельческой социально-экономической системе.
Конечно, чтобы эти классы сосуществовали, общество пришло к выводу о том, что необходимо создавать и учреждать важные социальные нормы. Они могли бы регулировать отношения, а также избегать многих конфликтов.
Но главным правилом оставалось лишь одно: господствующий класс – это рабовладельцы, и они имеют право делать все, что угодно, со своими рабами. Они могли продавать их, обмениваться ими, наказывать или поощрять.
Рабы выполняли всю самую сложную и опасную работу, чтобы господа жили и ни в чем не нуждались.
Еще одно правило – это передача статуса по наследству. Если ребенок рождается в богатой и зажиточной семье господ, то ему также передается статус хозяина.
Если ребенок родился в семье рабов, то он пожизненно остается рабом, которого могут передать другому рабовладельцу и хозяину.
Человек, который родился в бедной рабской семье, не может стать частью господствующего класса, что также было нормой Древнего Мира.
Ключевые нормы и обычаи Древнего Мира
В Древнем Мире очень большой популярностью пользовались различные ритуалы и культы. Люди верили, что с помощью ритуального танца можно вызвать дождь в периоды засухи, когда урожая попросту не было из-за отсутствия влаги и благоприятных климатических условий.
Не менее известными были и жертвоприношения. Они считались нормой. В жертву приносили птиц, животных, и даже людей. Причем, наиболее ценной жертвой считались младенцы.
Древние люди верили, что младенец еще не успел согрешить, его разум и душа чисты, и что высшие силы будут удовлетворены в полной степени, получив такой подарок.
Такие ритуалы проводились с целью избавления от эпидемий, смертельных болезней, а также для того, чтобы вызвать духов и непосредственно общаться с ними.
Итак, как мы можем отметить, жизнь в Древнем Мире вовсе не была хаотичной, так как подчинялась строгим нормам, строящимся на обычаях и традициях. В них закреплялись обряды, культы, но были и табу.
Табу – это строгий запрет на совершение какого-либо действия. Зачастую табу устанавливались в рамках магии, так как за совершение каких-либо обрядов можно было получить наказание.
Причем, наказание касалось не только того человека, которые совершает его, но и всей его семьи (так называемое родовое проклятие).
Особенность норм Древнего Мира заключается в том, что в ту эпоху они носили обязательный, и даже принудительный характер. Но есть некоторые культы и ритуалы, которые сохранились и по сей день.
Они есть в тех сообществах, где до сих пор существует обрядовая и культовая система.
Но главное отличие в том, что в современности они выполняются добровольно: по привычке, в рамках подражания, или же в силу того, что человек верит в их благоприятное влияние и полезные свойства.
В целом, вся система социальных норм Древнего Мира строилась на постоянных табу или же разрешениях. То есть, человеку было позволено совершать одни действия, но в противовес им существовал ряд действий, за совершение которых предназначалось вполне конкретное наказание, которое могло стоить ему жизни.
В качестве самых известных табу Древнего Мира (три «великие нельзя») исследователи в области истории выделяют следующие:
- Запрет кровосмешения (инцеста);
- Запрет на убийство своего соплеменника, сородича, родственника;
- Запрет оставлять без помощи слабых или нетрудоспособных, а также запрет на их убийство. К слабым и нетрудоспособным относятся дети, старики и инвалиды.
Замечание 2
Великими эти запреты назвали потому, что считалось, что их нарушение ведет не только к ослаблению сообщества, но и к тому, что государство в своем первоначальном виде возникнуть не смогло бы.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_normy_i_ih_funkcii/socialnye_normy_v_drevnem_obschestve/
Особенности развития Древнᴇᴦο Мира
Поскольку период Древнᴇᴦο Мира – ϶то очень обширный временӊοй промежуток, то стоит отметить особенности развития общества в ϶то время. В начиная с первобытности формировались более сильные и более слабые слои населения.
Впоследствии сильные слои населения превратились в господствующий класс, а слабые стали рабами.
Отсюда и утверждение многих исследователей-историков о том, что цивилизации Древнᴇᴦο Мира учреждались на рабовладельческой социально-экономической системе.
Конечно, чтобы эти классы сосуществовали, общество пришло к выводу о том, что необходимо создавать и учреждать важные социальные нормы. Они могли бы регулировать отношения, а так избегать многих конфликтов.
Но главным правилом оставалось лишь одно: господствующий класс – ϶то рабовладельцы, и имеют право делать всœе, что угодно, со своими рабами. Они могли продавать их, обмениваться ими, наказывать или поощрять.
Рабы выполняли всю самую сложную и опасную работу, чтобы господа жили и ни в чем не нуждались.
Еще одно правило – ϶то передача статуса по наследству. Если ребенок рождается в богатой и зажиточнои̌ семье господ, то ему так передается статус хозяина.
Если ребенок родился в семье рабов, то он пожизненно остается рабом, которого могут передать другому рабовладельцу и хозяину.
Человек, который родился в беднои̌ рабской семье, не может стать частью господствующᴇᴦο класса, что так было нормой Древнᴇᴦο Мира.
Ключевые нормы и обычаи Древнᴇᴦο Мира
В Древнем Мире очень большой популярностью пользовались различные ритуалы и культы. Люди верили, что с помощью ритуального танца можно вызвать дождь в периоды засухи, когда урожая попросту не было из-за отсутствия влаги и благоприятных климатических условий.
Не менее известными были и жертвоприношения. Они считались нормой. В жертву приносили птиц, животных, и да людей. Причем, наиболее ценнои̌ жертвой считались младенцы.
Древние люди верили, что младенец ещё не успел согрешить, ᴇᴦο разум и душа чисты, и что высшие силы будут удовлетворены в полнои̌ степени, получив такой подарок.
Такие ритуалы проводились с целью избавления от эпидемий, смертельных болезней, а так того, чтобы вызвать духов и непосредственно общаться с ними.
Итак, как мы можем отметить, жизнь в Древнем Мире вовсœе не была хаотичнои̌, так как подчинялась строгим нормам, строящимся на обычаях и традициях. В них закреплялись обряды, культы, но были и табу.
Табу – ϶то строгий запрет на совершение какого-либо действия. Зачастую табу устанавливались в рамках магии, так как за совершение каких-либо обрядов можно было получить наказание.
Причем, наказание касалось не только того человека, которые совершает его, но и всœей ᴇᴦο семьи (так называемое родовое проклятие).
Особенность норм Древнᴇᴦο Мира заключается в том, что в ту эпоху носили обязательный, и да принудительный характер. Но есть некоторые культы и ритуалы, которые сохранились и по сей день.
Они есть в тех сообществах, где до сих пор существует обрядовая и культовая система.
Но главное отличие в том, что в современӊοсти выполняются добровольно: по привычке, в рамках подражания, или в силу того, что человек верит в их благоприятное влияние и полезные свойства.
В целом, вся система социальных норм Древнᴇᴦο Мира строилась на постоянных табу или разрешениях. То есть, человеку было позволено совершать одни действия, но в противовес им существовал ряд действий, за совершение которых предназначалось вполне конкретное наказание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ могло стоить ему жизни.
В качестве самых известных табу Древнᴇᴦο Мира (три ʼʼвеликие нельзяʼʼ) исследователи в сфере истории выделяют следующие:
- Запрет кровосмешения (инцеста);
- Запрет на убийство своᴇᴦο соплеменника, сородича, родственника;
- Запрет оставлять без помощи слабых или нетрудометодных, а так запрет на их убийство. К слабым и нетрудометодным относятся дети, старики и инвалиды.
Дополнительный материал 2
Великими эти запреты назвали потому, что считалось, что их нарушение ведет не только к ослаблению сообщества, но и к тому, что государство в своем первоначальном виде возникнуть не смогло бы.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/25800_social_nye_normy_v_drevnem_obschestve
Социальные нормы в первобытных обществах (стр. 1 из 4)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. 5
2.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ.. 16
2.1. Система социального регулирования.16
2.2. Виды социальных норм.. 21
2.3. Мононормы.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений.
В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединенную кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Актуальность данной темы объясняется многими причинами.
Во-первых, понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох.
Во-вторых, это позволяет сформировать представление о власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
Целью данной работы является описать сущность власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается власть и социальная организация в первобытном обществе;
2. описывается общая характеристика власти догосударственного периода;
3. показывается общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе;
Работа состоит из введения, двух параграфов, вывода и списка использованной литературы.
В первом параграфе раскрывается система общественной организации власти в первобытном обществе.
Во втором параграфе раскрывается система социального регулирования в первобытном обществе.
1. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Социальное управление и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе – проблемная тема. Существуют различные концепции, рассматривающие закономерности формирования и развития примитивных социальных структур, возникновения в недрах этих структур институтов, способствовавших эволюции.
В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их история берёт своё начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
В нашей стране было принято делить первобытные общества на раннепервобытные (охотники, собиратели, рыболовы), позднепервобытные (ранние земледельцы и скотоводы и ряд рыболовов) и предклассовые.
Рассмотрим ряд известных концепций по этому вопросу.
Известный американский антрополог Люис Генри Морган выделил две стадии в политической эволюции:
1. социальная организация, основанная на родах, фратриях и племенах
2. организация политическая, основанная на территориальных отношениях и частной собственности.
Переход от родоплеменной организации к государству осуществлялся, согласно Моргану, в форме «военной демократии».
На идеи американского антрополога опирался Фридрих Энгельс, который последовательно рассмотрел на примере ряда обществ, как осуществляется переход от родовой организации через «военную демократию» к классовому обществу и государству.
Приверженцы этой концепции придавали решающее значение в процессе генезиса государств войнам. Но подобные теории не могли объяснить, откуда и за счет чего возникали те мощные организационные структуры, без которых нет больших армий и войн.
Появилась точка зрения, согласно которой войны и завоевания – не причина, а следствие возникновения надобщинных протогосударственных образований, поэтому так называемая «военная демократия» не является универсальной формой перехода к государственности. [1]
В нашей стране было принято делить первобытные общества на
· раннепервобытные (охотники, собиратели, рыболовы)
· позднепервобытные (ранние земледельцы и скотоводы и ряд рыболовов)
· предклассовые.
Функционалисты предлагали очевидную классификацию обществ на акефальные (безгосударственные) и «государственные» (т. е. иерархические). Например, Мэйр в книге «Первобытное правительство»[2] выделила три уровня управления:
· отсутствие власти, но с институтом посредников между кланами;
· наличие авторитетных лидеров вроде вождя в леопардовой шкуре у нуэров;
· система возрастных классов.
Одна из наиболее популярных схем эволюции политических форм была окончательно сформулирована американским антропологом Элманом Сервисом (1915—1996). Она включает пять следующих типов общества:
· локальная группа
· община
· Вождество
· архаическое государство
· государство-нация.
Первой формой объединения людей, по его мнению, были локальные группы. Они имели эгалитарную (от фр. egalite — равенство) общественную структуру, аморфное руководство наиболее авторитетных лиц.
С переходом к производящему хозяйству (земледелию и животноводству) возникают общины и племена, появляются институт межобщинного лидерства, возможно, ранние формы системы возрастных классов (дети, подростки, юноши, мужчины, старики). Следующая стадия — вождество (англ, chiefdom).
В вождестве возникает социальная стратификация, отстранение масс от процесса принятия решений. Позиции правителей вождеств основываются на контролировании ресурсов и перераспределении прибавочного продукта.
С вызреванием государства центральная власть получает монополию на узаконенное применение силы. На этой стадии появляются письменность, цивилизация, города.
Однако далеко не все зарубежные исследователи разделяют взгляды Сервиса.
Концепция другого известного американского исследователя Мортона Фрида (1923—1986) включает четыре уровня, выделяет следующие стадии развития общества:
* Эгалитарное
* Ранжированное
* Стратифицированное
* Государственное
В эгалитарных обществах существуют отношения реципрокации и половозрастная дифференциация. В ранжированных обществах появляются редистрибуция и основанная на престиже дифференциация.
В стратифицированных [3]обществах деление на статусы дополняется неравенством доступа к основным экономическим ресурсам.
Наконец, на государственной стадии появляются классы, частная собственность и эксплуатация.
Ричард Адаме рассмотрел эволюцию форм власти как последовательное увеличение контроля над энергией. Опираясь на типологию Э. Сервиса и М. Салинза, он создал более глобальную конструкцию, которая включала шесть уровней социальной интеграции:
* Локальные группы
* Вождества или провинции
* Государства или королевства
* Национальный уровень интеграции
* Интернациональный уровень интеграции
* Всемирный уровень интеграции
Каждый из этих уровней был разделен на два параллельных потока — централизованные и согласованные единицы.
Централизованные единицы примерно соответствуют уровням интеграции Сервиса — Салинза, а в круг согласованных единиц Адаме включил различные объединения слабой структурированности (от сегментарных линиджей и племен до ООН и международного суда). Уровни соответствуют друг другу.
Например, на третьем уровне в разряд централизованных единиц были включены город – государство и королевство, а в группу согласованных единиц попали альянсы, религиозные объединения и формирования крестоносцев Некоторые авторы полагают, что формы политической организации архаических обществ были ненамного разнообразнее и уверенно можно говорить только о разделении на эгалитарные и иерархические общества. Наконец, немалая часть зарубежных исследователей вообще скептически относится к возможности создания универсальных типологий.
Власть в первобытном обществе не была однородной. Во главе семейно-клановой группы стоял отец-патриарх, старший среди более молодых родственников его поколения и следующих поколений.
Глава семейной группы еще не собственник, не хозяин всего ее имущества, которое по-прежнему считается общим, коллективным. Но благодаря своему положению старшего и ответственного руководителя хозяйства и жизни группы он приобретает права распорядителя.
Именно от его авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса, для накопления и т.п. Он же определяет, как распорядится излишками, использование которых тесно связано с взаимоотношениями в общине в целом.
Дело в том, что семейная ячейка, будучи частью общины, занимает в ней определенное место, а место это, в свою очередь, зависит от ряда факторов, объективных и субъективных.
Проблема ресурсов в общине на раннем этапе ее существования обычно не стоит – земли хватает всем, как и прочих угодий. Правда, кое-что зависит от распределения участков, но это распределение производится с учетом социальной справедливости, не редко по жребию.
Другое дело – факторы субъективные, столь ощутимо проявлявшие себя в локальной группе и, пожалуй, еще более заметные в общине, хотя и в несколько ином плане. Одни группы многочисленнее и работоспособнее других; некоторые патриархи умнее и опытнее остальных.
Все это сказывается на результатах: одни группы оказываются крупнее, зажиточнее, другие – слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их группы становятся еще малочисленнее, так как на их долю не достается либо достается меньше женщин – следовательно, меньше и детей.
Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами. Оно не в том, что одни сыты, другие голодны, ибо в общине надежно функционирует механизм реципрокного обмена, который играет роль страховки.
Источник: https://mirznanii.com/a/40847/sotsialnye-normy-v-pervobytnykh-obshchestvakh
Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм
С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.
Понятие
Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.
Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.
До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.
Возникновение
Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.
Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.
Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.
Классификация
Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.
Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические.
Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе.
Примеры социальных норм политического характера – это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.
Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну.
Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними.
Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.
Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства
Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: “Приведи примеры различных социальных норм правового государства”, в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.
Культурные нормы регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений.
Если вас просят: “Приведите примеры социальных норм такого типа”, то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство.
Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.
Общественные правила
Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются религиозные организации.
Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто.
Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.
Эстетические нормы носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д.
В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде.
В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка “Гадкий утенок”.
Примеры различных социальных норм
Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это нормы морали, которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон.
Некоторые нормы морали подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность.
За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.
Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях.
Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.
Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.
Правила в семейных отношениях
Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.
Если преподаватель просит: “Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье”, ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи.
Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей.
Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.
Узаконенные социальные правила
Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами.
В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).
Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.
Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.
Регулирование семейных отношений социальными нормами
Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.
Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве – без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.
Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.
Примеры воздействия социальных норм на характер человека
Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. Нравственные нормы должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.
Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.
Современные социальные нормы
С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.
Если вам говорят: “Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе”, что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.
Источник: https://FB.ru/article/161029/primeryi-sotsialnyih-norm-v-obschestve-vidyi-sotsialnyih-norm
Виды социальных норм
Слово «норма» переводится с латинского языка как «правило, образец, стандарт». Нормы – это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников социального общения.
Нормы бывают несоциальные (естественные, технические) и социальные. Социальными нормами регулируются взаимоотношения между людьми.
Понятие социальной нормы
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Признаки социальных норм:
- регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
- являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
- появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
- рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
- за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).
Классификация социальных норм
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:
- Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут – только в результате сознательной деятельности людей.
- Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
- В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.
Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.
Высшими моральными принципами для человека являются его:
- совесть;
- порядочность;
- честность;
- осознание собственного долга.
Обычаи, традиции и деловые обыкновения
Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.
К разновидностям обычаев относятся ритуалы и обряды – выполнение определенных символических действий.
Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.
Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.
Данные правила предусматривают определенный порядок в какой-либо сфере, они имеют локальный характер.
Например, принято, что в школе ученика встают при появлении учителя в классе. Или в организации проводятся планерки в какое-то конкретное время.
Вас может заинтересовать ментальная карта “Кредитный договор с банком”, где перечислены наиболее распространенные нарушения банков
Или уточните ЗДЕСЬ как в судебном порядке оспаривается прекращения трудового договора
Что такое корпоративные нормы?
Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений).
Данными нормами устанавливается порядок создания и деятельность всех этих обществ, а также их взаимоотношения с государственными органами и другими организациями.
Корпоративные нормы создаются самими общественными объединениями и прописываются в уставах и других учредительных документах.
Корпоративные нормы обязательны только для членов таких объединений.
Если члены объединений нарушают корпоративные нормы, к ним применяются различные санкции – выговор, исключение из объединения и др.
Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами.
Законодательством определяется порядок образования и их деятельность некоторых общественных объединений.
В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на объединение, конституцией предусмотрена свобода общественных объединений.
Запрет установлен только на преступные объединения, использующие насильственные методы.
Религиозные нормы
Религиозные нормы – правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями. Религиозные нормы являются обязательными для верующих.
Религиозные нормы изложены в религиозных книгах, например, в Библии, Коране, Талмуде и др., кроме этого церковные организации, церковные деятели принимают различные акты.
Религиозные нормы определяют порядок церковных обрядов, служб, соблюдение постов и т.д.
Религиозные нормы могут устанавливать и нравственные правила, например, заповеди из Ветхого Завета – не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).
Политические нормы
Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений). Эти отношения направлены на то, чтобы завоевать либо упрочить государственную власть.
Политические нормы могут излагаться в форме политических лозунгов (например, принцип демократии, свободы слова и др.), а также в виде конкретных норм – приватизация, пенсионная программа, реформа образования и т.п.)
Политические нормы могут излагать в своих трудах философы, политические деятели, лидеры политических партий, социальных движений, их взгляды можно услышать в публичных выступлениях, прочитать в уставах и программах партий и иных общественных объединений.
Политические нормы могут касаться государственной власти, форм управления, различных программ.
Нормы права
Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством. Нормы права являются выражением государственной воли, издаются государством в определенной форме (закон, постановление, указ и т.п.).
За нарушение правовых норм следуют наказания со стороны государства.
Виды норм права по различным основаниям:
- по отраслям права – нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и т.п. права,
- по функциям, которые выполняют нормы права – это регулятивные и охранительные;
- по характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.
- по кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).
Общие черты социальных норм
Все виды социальных норм имеют общие особенности: это правила поведения, которые являются обязательными для определенного круга людей либо для общества в целом. Они должны применяться постоянно, порядок их применения регламентирован, за их нарушения следуют наказания.
Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.
Санкция – это реакция людей (общества) на поведение того или иного лица в конкретной ситуации. Санкции могут быть поощрительными и наказывающими.
Санкции выполняют необходимую функцию контроля за выполнением социальных норм.
Девиантное и конформистское поведение
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.
Существует деструктивный и асоциальный тип девиантного поведения:
- деструктивный тип – это отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.),
- асоциальный тип — это поведение, наносящее вред обществу (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).
Противоположностью девиантному поведению является конформистское поведение, т.е. такое поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам и ценностям.
Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/vidy-sotsialnykh-norm/