Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Признание недействительным акта государственного органа возможно лишь при наличии соответствующего судебного решения.
Действующая законодательная база земельной сферы предусматривает разработку и усовершенствование нормативных актов различного направления.
В законодательных активах существуют статьи, которые определяют формы собственности, устанавливают права и обязанности пользователей земель, определяют особенности заключения сделок с землей, а также уточняют все финансовые и административные механизмы распоряжения земельными территориями.
Помимо этого, законодательная база включает в себя статьи, которые позволяют обеспечить надежную защиту прав собственников на их землю, а также уточняют механизмы рассмотрения земельных споров в судебном и административном порядке.
Одним из видов нарушения прав собственников, владельцев или пользователей земельных территорий является принятие исполнительными органами местного или государственного управления таких нормативных актов, которые не соответствуют законодательной базе и нарушают интересы и права собственников.
Для разрешения таких споров предусмотрена законная процедура, которая делает возможным признание ненормативного правового акта недействительным в судебном порядке. Поэтому для предотвращения случаев нарушения прав пользователей и собственников территорий, все владельцы участков земли должны знать особенности и порядок признания незаконных нормативных актов недействительными.
Содержание
- 0.1 Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в суде
- 0.2 Порядок признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
- 0.3 Возмещение убытков, причиненных незаконным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления
- 0.4 О признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
- 1 Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
- 2 Недействительность актов исполнительной власти в 2019 году: основания и порядок признания недействительными, документы, последствия, возмещение убытков | Земельный эксперт
- 2.1 Основания признания недействительными актов исполнительной власти
- 2.2 Порядок признания недействительными актов исполнительной власти в области использования и охраны земель
- 2.3 Список документов
- 2.4 Последствия признания недействительным акта исполнительной власти в области земельного законодательства
- 2.5 Пример по недействительности актов исполнительной власти
- 2.6 Заключение
- 2.7 Наиболее популярные вопросы и ответы на них по недействительности актов исполнительной власти
- 2.8 Вам будут полезны следующие статьи:
Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в суде
Признание недействительным акта местного самоуправления субъектов РФ или исполнительного органа государственной власти – это защитная мера, которая позволяет в судебном порядке отстоять права собственников и владельцев земельных территорий. В результате издания соответствующих актов физические и юридические лица могут нести определенные расходы и убытки, которые подлежат последующему возмещению.
Согласно действующему законодательству недействительными могут быть признаны следующие группы законодательных актов и официальных документов:
акты, выданные исполнительными органами местного самоуправления или исполнительными учреждениями государственной власти, которые не соответствуют нормативам земельного законодательства и нарушают права землепользователей в определенной мере;
- правоустанавливающие и нормативные акты, которые противоречат законодательной базе, а также не соответствуют нормативным правовым актам законодательства;
- ненормативные документы, содержание которых нарушает права и интересы физических и юридических лиц в сфере эксплуатации, целевого использования, освоения и охраны земельных участков.
Случаи признания акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, нарушающего права и интересы граждан или юридических лиц в области использования и охраны земель, недействительным
Признание недействительным акта государственного органа в сфере земельного права возможно лишь при наличии соответствующего судебного решения, в котором сказано, что оспариваемый документ:
- полностью или частично не соответствует основному государственному законодательному акту;
- препятствует попыткам граждан в реализации собственных прав и свобод в отношении земельных наделов;
- возлагает на физические или юридические лица определенные права и обязанности, которые противоречат действующему земельному законодательству;
- становится основанием для привлечения пострадавшего лица к какой-либо форме юридической ответственности;
- нарушает законные права, свободы и интересы землепользователей и владельцев земельных участков.
Порядок признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Признание недействительным акта государственного органа предусматривает соблюдение определенной правовой процедуры, в соответствии с которой возможно вынесение положительного решения судебными органами в отношении нарушителей права. Основным этапом в порядке признания незаконного акта недействительным является подача административного искового заявления в судебный орган.
Обратиться с таким заявлением с требованием признания нормативного акта недействительным в полной или частичной мере имеют право следующие лица:
- стороны, в отношении которых был применен соответствующий документ;
- лица, которые стали субъектами правовых отношений, регулируемых недействительным правовым актом;
- граждане, чьи законные права, интересы и свободы в сфере эксплуатации земельных территорий были нарушены.
Порядок признания нормативных актов незаконными предусматривает организацию судебного разбирательства, в процессе которого судебное учреждение обязано проверить законность всех положений изданного документа, а также все важные нюансы:
- факт нарушения прав и интересов заявителя, что препятствует полноценной реализации собственных прав и обязанностей в отношении земельных участков;
- соответствие нормативного акта всем законодательным требованиям (соблюдение процедуры принятия, формы и вида, правил введения в действие и др.);
- соответствие изданного документа всем государственным законодательным актам, которые имеют значительную юридическую силу.
После выяснения всех обстоятельств суд принимает решение о частичном или полном удовлетворении искового заявления или отказе в удовлетворении всех заявленных требований. В случае признания акта недействительным и незаконным, соответствующий документ частично или полностью прекращает свое действие со дня принятия соответствующего решения судом.
Возмещение убытков, причиненных незаконным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления
Признание ненормативного правового акта недействительным влечет за собой определенные правовые последствия, которые негативно сказываются на установленном правонарушителе – органе государственной власти или учреждении местного самоуправления, а также выгодно тем, кто пострадал в результате действий нарушителей.
Помимо восстановления прав и законности в сфере эксплуатации земельных участков, в подобных судебных разбирательствах используется определенная форма гражданско-правовой ответственности, которая становится предметом регулирования правоотношений. Данная мера предусматривает возмещение убытков, которые были причинены действиями ненормативного акта.
Лицами, которые обязуются возместить убытки физических и юридических лиц в полном размере, являются органы государственной власти, учреждения местного муниципального самоуправления, а также должностные лица данных организаций, которые причастны к изданию ненормативных правовых актов. Материальный вред, причиненный любым физическим и юридическим лицам, которые являются собственниками и пользователями земельных территорий, должны возместить в таких случаях:
- при совершении действий, нарушающих действующие законодательные нормы российского законодательства;
- при бездействии, которое повлекло за собой нарушение прав и интересов физических и юридических лиц.
Материальный вред и финансовые убытки сторон, права и интересы которых были нарушены в результате неправомерных действий органов государственной власти и их сотрудников, возмещается за счет следующих материальных фондов:
- государственной казны страны;
- финансовой казны определенных субъектов федеративного значения;
- казны муниципальных субъектов местного самоуправления.
Источник:
О признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
8.АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Васенева Марина Анатольевна, к.ю.н., доцент, преподаватель кафедры гражданского права филиала ГОУ ВПО.
Место работы: Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного дела в г. Ейске.
Аннотация: В представленной статье раскрываются как положительные так и отрицательные стороны такого способа защиты преимущественного права, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Ключевые слова: акт местного самоуправления, признание, недействительность, преимущественное право.
ABOUT THE RECOGNITION VOID THE STATE STRUCTURE OR LOCAL GOVERNMENT CERTIFICATE
Veseneva Marina Anatolevna, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the teacher of chair of civil law of branch. Place of employment: The Sochi State University of Tourism and Resort business Yeysk.
Annotation: In presented article reveal both positive and negative sides of such way of protection of the right of priority, as a recognition void the state structure or local government certificate.
Keywords: the local government certificate, a recognition, invalidity, the right of priority.
В отдельных случаях восстановление нарушенного преимущественного
права может быть сопряжено с необходимостью применения и такого способа защиты, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Чаще всего потребность в использовании названного способа защиты возникает тогда, когда непосредственным участником отношений выступает публично-правовое образование (например, при предоставлении в пользование или в собственность государственного или муниципального имущества земельных участков, объектов недвижимости и т.д.).
Соответствующие решения публичноправовых образований о совершении той или иной сделки с имуществом казны, как правило, оформляются в виде ненормативного акта компетентного государственного органа или органа местного самоуправления.
При осуществлении защиты нарушенного преимущественного права требование о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления заявляется как отдельно, так и в совокупности с иными требованиями, например, о
переводе прав и обязанностей по договору.
Необходимо отметить, что применение в качестве способа защиты требования о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления согласно точке зрения, сформулированной сегодня судебной практикой, не отменяет и не умаляет возможности применения иных способов защиты даже в том случае, если в удовлетворении указанного требования заявителю (управомоченному лицу) отказано. Показательным в этом смысле является следующее дело. Индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации района. Указанным постановлением арендованный предпринимателем земельный участок изымался из ее пользования в связи с окончанием срока аренды и передавался иным лицам. Арбитражный суд, признав, что оспариваемое постановление преимущественного права заявителя на заключение договора аренды на новый срок не нарушает, специально отметил, что индивидуальным предпринимателем не утрачена возможность реализовать меры защиты, предусмотренные абз. 3 п. 1 ст. 621 ГК РФ (перевод прав и обязанностей по договору).
Вместе с тем следует учитывать, что заявление требования о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления зачастую не способствует эффективной защите нарушенного преимущественного права, поскольку его удовлетворение само по себе не обеспечивает восстановления оцениваемой привилегии.
Более того, в отдельных случаях заявление управомоченным лицом требования о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления может поставить реальную защиту преимущественного права под угрозу.
Речь идет о тех ситуациях, когда заявленные требования удовлетворяются и соответствующий ненормативный акт признается судом недействительным. Такое судебное решение может поставить под сомнение законность сделки, совершенной участниками рассматриваемых отношений во исполнение оспариваемого ненормативного акта.
А это, в свою очередь, сделает невозможным дальнейшее применение других способов защиты нарушенного преимущественного права, в частности заявление требования о переводе прав и обязанностей по совершенной сделке.
Источник: https://uplast-ekb.ru/razbor/kak-priznat-nedejstvitelnymi-akty-organov-vlasti.html
Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Признание недействительным акта государственного органа возможно лишь при наличии соответствующего судебного решения.
Действующая законодательная база земельной сферы предусматривает разработку и усовершенствование нормативных актов различного направления.
В законодательных активах существуют статьи, которые определяют формы собственности, устанавливают права и обязанности пользователей земель, определяют особенности заключения сделок с землей, а также уточняют все финансовые и административные механизмы распоряжения земельными территориями.
Помимо этого, законодательная база включает в себя статьи, которые позволяют обеспечить надежную защиту прав собственников на их землю, а также уточняют механизмы рассмотрения земельных споров в судебном и административном порядке.
Одним из видов нарушения прав собственников, владельцев или пользователей земельных территорий является принятие исполнительными органами местного или государственного управления таких нормативных актов, которые не соответствуют законодательной базе и нарушают интересы и права собственников.
Для разрешения таких споров предусмотрена законная процедура, которая делает возможным признание ненормативного правового акта недействительным в судебном порядке. Поэтому для предотвращения случаев нарушения прав пользователей и собственников территорий, все владельцы участков земли должны знать особенности и порядок признания незаконных нормативных актов недействительными.
Недействительность актов исполнительной власти в 2019 году: основания и порядок признания недействительными, документы, последствия, возмещение убытков | Земельный эксперт
Не все акты государственных и муниципальных органов способствуют соблюдению прав и интересов обычных граждан. Нередки случаи, когда действия и распоряжения указанных субъектов способны ущемлять права собственников и владельцев земельных участков.
Чтобы пресечь данное нарушение прав, пострадавший гражданин может обратиться в суд с исковым заявлением и сослаться на статью 61 ЗК РФ, в рамках действия которой акты исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления могут быть признаны недействительными.
Данный способ также является одной из превентивных мер по предотвращению возможных нарушений. Если имеются обстоятельства, способные повлечь нарушение прав гражданина в будущем, указанный гражданин также имеет полное право подать иск в суд.
Существенным условием для таких действий является наличие оснований для признания правового акта недействительным и подтверждение имеющихся нарушений соответствующими доказательствами и показаниями свидетелей.
Особенностью такого вида дел является и то, что ответчик обязан обосновать необходимость принятия конкретного правового акта.
Основания признания недействительными актов исполнительной власти
Как уже было сказано, в суд имеет смысл обращаться только в том случае, когда на это имеются законные основания, а также при наличии допустимых доказательств.
Недействительность актов исполнительной власти в области земельного законодательства может быть признана при наличии следующих обстоятельств:
- принятие данного акта привело к нарушению прав собственника;
- принятие данного акта может повлечь нарушение прав собственника в будущем.
Данная мера может быть не единственной и применяться совместно с другими способами восстановления прав граждан, однако, только такой способ позволяет решить вопрос о неправомочности действий государственных или муниципальных органов.
Порядок признания недействительными актов исполнительной власти в области использования и охраны земель
Недействительность актов органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в области использования и охраны земель может быть установлена в соответствии с определенным порядком:
- Лицо, чьи интересы были ущемлены изданием соответствующего акта, подготавливает необходимый пакет документов, составляет исковое заявление, оплачивает государственную пошлину в размере 300 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических.
- Обращается в суд, с требованием о признании недействительным данного акта, восстановлении своих прав и выплате компенсации в качестве возмещения причиненного ущерба.
- Суд рассматривает дело.
- На основании вынесенного решения принятый закон признается недействительным, а гражданин восстанавливает свои права.
Временной промежуток, на протяжении которого принимается окончательное решение, не регламентирован точными сроками. Каждая ситуация строго индивидуальна и разбирательство может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет в зависимости от конкретных обстоятельств.
Список документов
Чтобы подать исковое заявление могут понадобиться следующие документы:
- паспорт заявителя или учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие бумаги на землю;
- техническая документация;
- иные документы, в зависимости от обстоятельств дела.
Помимо перечисленных документов требуются доказательства, подтверждающие факт нанесения вреда земле или нарушения прав добросовестного собственника земли. К таковым можно отнести:
- справки и выписки об уплате налогов и начисленных коммунальных платежах;
- документы о проведении с землей необходимых мероприятий – агротехнических, природоохранных;
- заключения экспертов об уровне загрязнения и плодородия;
- свидетельские показания;
- иные документы, способные подтвердить доводы истца.
Последствия признания недействительным акта исполнительной власти в области земельного законодательства
После того, как законодательный акт будет признан недействительным, собственник получает возможность восстановить все свои права на земельный массив. К таким правам можно отнести:
- использование территории по своему усмотрению с целью получения выгоды;
- предоставление площади в качестве залога или объекта юридически значимой сделки;
- возведение на земле построек;
Помимо прав, на гражданина вновь накладываются все основные обязанности:
- осуществление контроля над использованием и охраной земель;
- целевая эксплуатация надела;
- выполнение обязательных земельных процедур;
- уплата обязательных налогов и начислений.
Дополнительно, гражданин имеет право потребовать возмещение убытков, включая моральный и материальный ущерб. В свою очередь, суд может обязать ведомство, виновное в нарушении прав гражданина из-за издания неправомерного акта, вернуть наделю первоначальное состояние.
Пример по недействительности актов исполнительной власти
Гражданин П. приобрел земельный надел и построил на нем дом. Более десяти лет мужчина облагораживал территорию, разбил сад, каждый год вскапывал огород.
После того как в государстве начался кризис, городские власти решили получить дополнительную прибыль для бюджета и издали постановление, согласно которому собственники земельных наделов помимо земельного налога должны были уплачивать дополнительный сбор за эксплуатацию земли в пределах границ муниципального образования.
Мужчина начал платить сбор. Через год размер платежа значительно вырос. П. обратился к юристу, где выяснил, что данный сбор перечисляется в коммерческий фонд и никаким образом не относится к государственным сборам. Более того, данное постановление противоречит нормам федерального законодательства.
П. составил и подал иск в судебную инстанцию с требованием признать данный акт недействительным и вернуть ему все средства, израсходованные на уплату сбора. Помимо этого, мужчина подал заявление на возмещение морального ущерба, причиненного введением данного постановления в действие.
В результате иск П. был признан правомерным, постановление недействительным, и заявитель получил компенсацию, заявленную в иске.
Заключение
В итоге можно сформулировать несколько выводов:
- Земельное право предоставляет гражданам возможность возместить причиненный вред и восстановить нарушенные права на землю в судебном порядке.
- Основаниями для такого решения могут стать негативные последствия, возникшие в результате принятия акта уполномоченным органом либо возможное нарушение прав граждан в будущем.
- Порядок данной процедуры стандартный и оговорен в земельном и процессуальном законодательстве.
- После признания акта недействительным, гражданин имеет право восстановить свои полномочия.
- Пострадавший вправе потребовать возмещение материального и морального ущерба, а также приведения надела в первоначальное состояние для дальнейшей эксплуатации.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по недействительности актов исполнительной власти
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина, и я являюсь владельцем земельного надела. Месяц назад администрация нашего города издала постановление, согласно которому, все участки, используемые как сельскохозяйственные угодья, должны быть оборудованы оросительной системой.
Я и многие мои соседи восприняли такой акт в штыки, потому что оросительная система стоит немало, а участками владеют по большей части пенсионеры, у которых недостаточно средств для ее организации.
Что касается моего земельного участка, то на нем устанавливать орошение попросту нельзя, так как участок располагается в низине и почва тут достаточно сырая.
Если проложить по периметру оросительные каналы, то надел вообще невозможно будет эксплуатировать в качестве сада или огорода.
Несмотря на многочисленные отказы, чиновники грозятся отобрать наши площади. Подскажите, каким образом можно решить проблему и могут ли они действительно забрать наши сады и огороды?
Ответ: Уважаемая Марина, налицо нарушение ваших прав как собственника, посредством издания акта, который сам по себе не является необходимым для граждан. Согласно ст. 61 ЗК РФ, вы можете подать исковое заявление в суд на действия административного органа согласно следующим основаниям:
- действие данного постановления в будущем не даст вам полноценно выполнять свои обязанности по отношению к участку и использовать его по целевому назначению;
- не учтены права граждан, которые не имеют финансовой возможности оплачивать стоимость оросительной системы;
- федеральное земельное законодательство предусматривает только культивацию и агротехнические способы ухода за сельскохозяйственной территорией, то есть орошение не является обязательным условием.
Изъять у вас площади ведомство не имеет права, однако, данное постановление в случае непризнания его незаконным, может стать основанием для таких возможностей.
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/zashhita-prav-na-zemlyu/nedejstvitelnost-aktov-ispolnitelnoj-vlasti-v-oblasti-ispolzovaniya-i-oxrany-zemel/