Как возникло право

В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон. Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство.

Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины.Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека.

Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека.

Распространение идеи прав человека

Из Вавилона идея прав человека быстро проникла в Индию, Грецию и в конечном итоге в Рим. Там родилась идея «естественного права», поскольку было замечено, что люди склонны следовать в жизни определённым неписанным правилам, а римский закон был основан на рациональных идеях, почерпнутых из природы вещей.

Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов о правах человека.

Великая хартия вольностей (1215 год)

Великая хартия вольностей считается наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире.

В 1215 году, после того как король Англии Джон нарушил ряд древних законов и традиций, согласно которым осуществлялось управление Англией, его подданные вынудили его подписать Хартию вольностей, где перечислялись нормы, которые позднее стали рассматриваться как права человека.

Среди них было право церкви на невмешательство в её дела со стороны государства, право всех свободных граждан владеть имуществом и наследовать его, а также право на защиту от чрезмерных налогов.

В Хартии было закреплено право вдов, владевших имуществом, не выходить повторно замуж, и установлены принципы справедливого судопроизводства и равенства перед законом. В ней также содержались положения, запрещающие взяточничество и неправомерные действия должностных лиц.

Великая хартия вольностей широко признана как один из важнейших юридических документов для развития современной демократии, и её принятие стало ключевым этапом в борьбе за свободу.

Петиция о праве (1628 год)

Следующим документом, имевшим историческую важность для развития прав человека, стала Петиция о праве, составленная в 1628 году парламентом Англии и направленная королю Чарльзу I в качестве заявления о гражданских свободах.

Отказ парламента финансировать непопулярную внешнюю политику, проводимую королём, вынудил его правительство силой предоставлять ему займы и расквартировывать войска в домах подданных, чтобы оказать экономическое давление.

Произвольные аресты и заключения в тюрьму за сопротивление этим действиям вызвали в парламенте сильную враждебность по отношению к Чарльзу и Джорджу Виллерсу, герцогу Букингемскому. Петиция о праве, инициатором которой выступил сэр Эдвард Коук, была основана на более ранних статутах и хартиях, и в ней закреплялись четыре принципа:

  1. никакие налоги не могут взиматься без одобрения парламента;
  2. ни один подданный не может быть заключён в тюрьму без судебного разбирательства;
  3. никакие военные не могут быть расквартированы у гражданских лиц;
  4. военные законы не могут применяться в мирное время.

Декларация независимости Соединённых Штатов Америки (1776 год)

4 июля 1776 года Конгресс США одобрил Декларацию независимости.

Её автор, Томас Джефферсон, написал Декларацию в качестве пояснения того, почему 2 июля Конгресс проал за провозглашение независимости от Великобритании, более чем через год после начала Войны за независимость Америки, и в качестве заявления о том, что 13 американских колоний больше не входят в Британскую империю. Конгресс издал Декларацию независимости в нескольких формах. Изначально она была напечатана на больших листах и широко распространялась среди населения.

С философской точки зрения в Декларации был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции. Эти идеи получили широкую поддержку среди американцев, а также стали известны по всему миру, оказав особенно сильное влияние на Французскую революцию.

Конституция США (1787 год) и Билль о правах (1791 год)

Конституция Соединённых Штатов, написанная в течение лета 1787 года в Филадельфии, стала фундаментальным законом федеральной системы государственного управления США и значимым документом для всего западного мира. Это старейшая национальная конституция, которая действует по сей день. В ней определены главные государственные органы и их полномочия и основные права граждан.

Первые десять поправок к Конституции (Билль о правах) вступили в силу 15 декабря 1791 года, ограничив власть федерального правительства США и защитив права всех граждан, жителей и гостей на американской территории.

Билль о правах защищает свободу слова, свободу вероисповедания, право на хранение и ношение оружия, свободу собраний и свободу подавать петиции. Он также запрещает необоснованные обыски и аресты, жестокие и необычные наказания и дачу показаний против себя под принуждением.

Билль о правах, в частности, запрещает Конгрессу издавать какие-либо законы в отношении создания религии и запрещает федеральному правительству лишать любого человека жизни, свободы или собственности без должного судопроизводства.

В случае уголовных дел федерального уровня он требует вынесения обвинительного заключения большим составом присяжных по всем особо тяжким или позорящим преступлениям, гарантирует быстрое публичное разбирательство беспристрастными присяжными в том округе, где преступление было совершено, и запрещает вторичное привлечение к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Декларация прав человека и гражданина

В 1789 году народ Франции сверг абсолютную монархию и подготовил почву для создания первой Французской Республики. Всего через шесть недель после штурма Бастилии и через три недели после отмены феодализма Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина в качестве первого шага к созданию конституции Французской Республики.

В Декларации провозглашается, что всем гражданам должны быть гарантированы права на «свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

В ней утверждается, что потребность в создании закона происходит из того факта, что … осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами».

Таким образом, эта Декларация рассматривает закон в качестве «выражения общей воли», направленной на укрепление этого равенства прав и запрет «только тех действий, которые несут вред обществу».

Первая Женевская конвенция (1864 год)

В 1864 году представители шестнадцати европейских стран и нескольких американских штатов собрались на конференцию в Женеве по приглашению Швейцарского федерального совета по инициативе Женевского комитета. Эта дипломатическая конференция проводилась с целью принятия конвенции о солдатах, получивших ранения на войне.

Основные принципы, изложенные в этой Конвенции и сохранившиеся в последующих Женевских конвенциях, наложили обязательство обеспечивать без дискриминации заботу о раненых и больных военных и уважение к медицинским транспортным средствам и оборудованию, на которые должен быть нанесён хорошо заметный символ красного креста на белом фоне.

Организация Объединённых Наций (1945 год)

Вторая мировая война бушевала с 1939 по 1945 год, и к её окончанию города по всей Европе и Азии лежали в руинах. Миллионы людей погибли, еще больше осталось без пищи и крова. Войска СССР окружали остатки немецкой армии в разбомбленной столице Германии Берлине.

На Тихом океане морские пехотинцы США ещё сражались с японскими войсками, окопавшимися на островах, таких как Окинава.В апреле 1945 года делегаты из 50 стран собрались на конференцию в Сан-Франциско, полные оптимизма и надежды.

Целью этой конференции было формирование международного органа для защиты мира и предотвращения войн в будущем.

Идеалы этой организации были изложены в преамбуле предлагаемого устава: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе».

Устав новой Организации Объединённых Наций вступил в силу 24 октября 1945 года, и с тех пор каждый год этот день отмечается как День ООН.

Всеобщая декларация прав человека (1948 год)

В 1948 году новая Комиссия ООН по правам человека привлекла внимание всего мира. Под энергичным руководством известной правозащитницы Элеоноры Рузвельт, вдовы президента Франклина Рузвельта и делегата от США в ООН, комиссия приступила к созданию документа, который стал в итоге Всеобщей декларацией прав человека.

Элеонора Рузвельт, которая являлась вдохновителем её создания, назвала Декларацию «Великой хартией вольностей для всего человечества». Этот документ был официально принят ООН 10 декабря 1948 года.

В преамбуле и первой статье Декларации недвусмысленно провозглашается неотъемлемость прав человека для всех людей Земли: «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества… создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей… Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Страны, входящие в Организацию Объединённых Наций, дали клятву работать вместе, чтобы способствовать реализации тридцати статей о правах человека, которые впервые в истории были собраны и представлены в виде единого документа. Как следствие, многие из этих прав в различных формах в настоящее время являются частью конституционных законов демократических стран.

Возможно, вам так же будет интересно почитать други статьи по праву:

Источник: https://helperia.ru/a/kratkaja-istorija-prav-cheloveka

Когда право возникло

Этот подход подробно описан и связан с возникновением обменных отношений между людьми и развитием общества. Справедливости ради заметим, что у представителей этого подхода речь идет о возникновении права в его развитых формах, и реализуется такая модель возникновения права не сразу.

Такую оговорку можно найти у Е.Б.

Пашуканиса:

«Если оставить в стороне культуру первобытных народов, где мы вообще лишь с трудом можно выделить право из общей массы социальных явлений нормативного порядка, то даже в средневековой феодальной Европе правовые формы отличаются крайней неразвитостью…»

.

Возникновение права

Право как особая система юридических норм (правил) и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.

Вместе с тем у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности. Однако существуют в этом процессе и некоторые общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требуют определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.

Теории происхождения права

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга.

Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенци­онное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Людям всегда был необходим такой регулятор поведе­ния, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо устранять любые конфликты.

И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию, предназна­чение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, цивилизованно.

Необходимым условием существования любого общества яв­ляется регулирование отношений его членов. Социальное регули­рование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное.

Пер­вое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем чле­нам общества (или определенной его части) и не имеют конкрет­ного адресата.

Второе относится к конкретному субъекту, явля­ется индивидуальным приказом действовать соответствующим об­разом.

Когда и почему возникло право

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений [1].

общепризнанного определения права не существует и в современной науке [2][3] . Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

Обратимся к выяснению вопроса о возникновении права как особого регулятора социальной жизни, отличного от морали, религии, нравов и т.

д. Для этого рассмотрим, каким путем выделилось право из первоначальных нераздельных, слитных велений и запретов первобытного общества. I. Авторитарная теория выводит право из простого повеления бога, жрецов или вождя, требовавших известного поведения от членов группы; за неисполнение веления устанавливается кара, за доблестное исполнение — награда.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский.

Согласно его учению, миром управляет божественный разум.

создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Наряду с существованием нескольких теорий происхождения государства существует несколько взглядов (концепций) возникновения. Но в одном практически все ученые сходятся — как социальный институт возникает практически вместе с государством, потому что во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Как мы уже упоминали, в догосударственном обществе существовали социальные нормы.

Источник: http://juridicheskii.ru/kogda-pravo-vozniklo-38415/

Возникновение права и его отличительные признаки

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. Он являлся предметом дискуссий, как несколько сот лет назад, так и на сегодняшний день. В любом случае каждое из мнений имеет право на существование. Наиболее популярные причины возникновения права вы сможете узнать, прочитав статью.

Первобытный строй

Одной из самых популярных точек зрения является то, что возникновение права произошло ещё в древнюю эпоху первобытнообщинного строя. Считается, что именно в те времена возникли примитивные нормы.

Профессор Малиновский и Сабо считают, что в роли законодателей в данный период был старейшины или вожди. Позже основания возникновения прав доверили церкви, которая и занималась регулированием законодательства.

Научные основы первобытного строя

Возникновение права неразрывно связано с мифами, обрядами, ритуалами – именно здесь прослеживается плавный переход от мононорм, которые представлены в простейшем смысле, к нормам экономики, морали и права.

Уже в период первобытнообщинного строя назревала неолитическая революция в качестве отсекающего рубежа. Благодаря данному понятию начал формироваться принцип историзма.

Постулат является основой познания мира человеческого во многих науках, например, в философии, управлении, социологии, и так далее.

Данный принцип используется, в том числе, и для изучения права, освещения аспектов его происхождения, выявления новых теорий и так далее.

Основания возникновения прав скрываются в формировании различных объединений, а именно кланов, общин. В связи с эти возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли существовало право? Влияет ли наличие общества на его развитие, если сравнивать эту тенденцию с государственным развитием? Ответ кроется в многочисленных теориях, которые имеют место даже сейчас.

Теологическая теория

Возникновение права объясняет теологическая теория. Её последователями являются Фома Аквинский и Аврелий Августин. Данная теория является наиболее древней, а также служит основанием и развитием для других обоснований происхождения норм.

В основу теологической теории положен божественный закон, который был порождён Создателем. Последователи данной теории считают, что нормы права подарил человечеству Господь, как одно из явлений мира.

В качестве аргументации авторы используют положения Библии, которые являются законами для всего народа.

Кроме того, считается, что возникновение права обусловлено теми заповедями, которые Бог передал Моисею.

Последователи утверждают, что в основе права лежит божественное послание и божественный разум, который управляет миром. На втором месте в теологической теории находится естественный закон, то есть система общественных отношений, которые сложились в результате взаимодействия между людьми.

Разумеется, данная теория не подвергается научной оценке, так как опирается исключительно на факты религии и веры. Достоверных доказательств вышеприведённой теории авторы не смогли привести. Как показывает практика, приверженцами такого мнения являются мусульманские правоведы и учёные западных католических университетов.

Историческая школа

Теории возникновения права представлены огромным разнообразием, среди которых особое место занимает историческая концепция происхождения правовых норм. Последователями мысли являются Савиньи и Гуго. Историческая школа является своеобразным антиподом естественно-правовой теории. Концепция возникла в начале 19 века.

Сущность её заключается в том, что право не является чем-то навязанным, а также не создаётся законодателем, а складывается, исходя из исторического развития. Возникновение и развитие права, исходя из исторической теории, зависит от 2-х категорий лиц: законодателей и правоведов.

Задача 1 группы заключается в правильной переработке правовых норм, а также своевременного доведения его до законодателя. Что касается правоведов, то их задача заключается в том, чтобы уловить и выразить настроения народа, изложить мнение в юридических формулах.

Кроме того, право считается действенным только тогда, когда оно полностью соответствует общественному развитию.

Стоит отметить, что данная теория обладает определёнными достоинствами и недостатками. С одной стороны, указывается на историческое развитие, которое заложено в формировании всего живого на земле. А с другой, неполно рассматриваются иные аспекты становления юридических норм.

Естественно-правовая теория права

Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо являются последователями естественно-правовой теории возникновения права.

Они говорят о том, что помимо норм, установленных государством, существует неотъемлемая и естественная часть права, которую породила природа. Естественная теория говорит о том, что присуще каждому человеку от рождения.

Даже сейчас современные правоведы разделяют право на две группы: позитивные и естественные права. Эта классификация носит официальный статус благодаря Гроцию и Руссо.

Авторы отмечают, что естественные права обладают приоритетом перед позитивными, так как возникают с рождения, независимо от установленных государством норм. Кроме того, основания возникновения прав теория не объясняет, так как считается, что каждый человек с момента рождения становится обладателем неотъемлемых привилегий.

Регулятивная теория

Причины возникновения права объясняет другая теория – регулятивная. Она характеризуется жесткостью, так как регулятивное направление возникло в азиатских странах, где по сей день установлены жёсткие правовые нормы.

Стоит обратить внимание на то, что жесткие климатические и географические условия, а также необходимая организация военной деятельности породили тоталитарный строй государства. Суть теории заключается в необходимости установления жёсткого порядка всех сфер государственной и общественной жизни.

Как показывает историческая практика, регулирующие нормы необходимы на любом этапе развития человечества, однако возникновение права собственности граждан, государства, личные неимущественные права, уголовное право, а также иные институты и отрасли регулируются исключительно официальной властью страны.

Примирительная теория происхождения

Создателями примирительной концепции считаются Берман и Аннерс. Авторы говорят преимущественно о предназначении права.

Берман и Аннерс придерживались мнения относительно того, что юридические нормы имеют место быть только в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Таким образом, внутри родовой общины право необходимо не для урегулирования общественных отношений, а для разрешения споров.

Марксистская теория происхождения права

Возникновение гражданского права, уголовного, а также ряда иных отраслей вполне объясняется марксисткой теорией. Её пропаганда активно велась в Советском Союзе, так как авторами, как можно догадаться, являлись Маркс, Энгельс, Ленин и другие советские правоведы.

Сущность теории заключается в том, что юридические нормы выражают классовый характер и волю господствующего класса. Причём необходимым компонентом здесь является социальный статус и экономическое положение. Стоит отметить, что данная школа обладает большим количеством преимуществ, а именно:

  1. Предоставляет возможность тщательного анализа роли экономических отношений в обществе и их зависимости от правовых норм.
  2. Теория говорит о том, что сложность общественных структур требует наиболее усовершенствованных нормативных регуляторов.
  3. Многие памятники права посвящены отражению воли господствующего класса, а значит, роль данного принципа практически невозможно оспорить.

Однако здесь присутствуют и определённые недостатки: чрезмерное возвышение роли экономики в свете рассмотрения юридических норм, недооценка особенностей культуры, религии государства, а также отсутствие учёта внешнеполитических взаимосвязей с иностранными государствами.

Источник: https://FB.ru/article/281816/vozniknovenie-prava-i-ego-otlichitelnyie-priznaki