Неудачная попытка возместить НДС зачастую оборачивается для компании неожиданными проблемами и убытками. По каким причинам вместо долгожданных денег компании получают из ФНС решения об отказе в возмещении НДС, читайте в публикации.
Содержание
- 0.1 Почему отказ сложно предугадать
- 0.2 Ошибки и отсутствие документов
- 0.3 «Бестоварный характер сделки»
- 0.4 Как контрагент может повлиять на решение налоговой
- 0.5 Как обжаловать отказ налоговиков
- 1 Обжалуем отказ в возмещении НДС
- 2 Решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость – «Рыков групп»
- 3 Обжалование решений налогового органа: решение о привлечении к налоговой ответственности и решение об отказе в возмещении НДС
- 4 Отказ налоговой в возмещении ндс – Территория Права
- 4.1 Отказ в возмещении НДС: причины
- 4.2 Отказ в возмещении НДС: судебная практика
- 4.3 Льготы по налогу влияют на вычет
- 4.4 Необоснованная налоговая выгода
- 4.5 Фирмы-«однодневки»
- 4.6 Отказ в возмещении НДС: 12 причин
- 4.7 #1 Основная причина в отказе в возмещении НДС
- 4.8 #2 Нарушение Федерального законодательства по уплате налогов
- 5 Решение об отказе в возмещении НДС: досудебный порядок обжалования и последствия его несоблюдения
Почему отказ сложно предугадать
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня оснований для отказа в вычете НДС. Судить о причинах, влияющих на благосклонность инспекторов в процессе камеральной проверки, можно по противоречивой судебной практике.
И несмотря на то, что, в 49 пункте Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.
2013 № 57 говорится о применении общих правил проверки декларации по возмещению НДС (согласно статье 176 НК РФ), по факту сотрудники ФНС не торопятся компенсировать налог и придирчиво изучают представленные налогоплательщиком сведения.
Поставить под сомнение право компании на возмещение НДС налоговики могут исходя из самых разных причин – начиная от незначительных ошибок в декларации и заканчивая отсутствием экспедитора на рабочем месте в день совершения сделки.
Ошибки и отсутствие документов
Отказ налоговой в возмещении НДС часто связан с ошибками в обязательных для данной процедуры документах или с отсутствием некоторых из них. В этом случае суды в первую очередь будут учитывать, достоверны ли сведения в декларации.
Если – да, то есть примеры, когда суд вставал на сторону налогоплательщика, мотивируя, что точность данных в декларации важнее ошибок или недочетов, которые на деле никак не могут способствовать получению необоснованной выгоды (постановление от 14.02.
2013 № А03-1222/2012).
Инспекторы могут придраться:
- к ошибкам в реквизитах счета-фактуры (в частности, когда указан фактический адрес вместо юридического, неточность в КПП контрагента и пр.) или если документ подписан неуполномоченным лицом (факсимиле вместо подписи);
- к самому оформлению счета-фактуры, если оно показалось инспекторам малоинформативным (например, в случае отсутствия количества и единиц измерения поставляемого товара);
- к исправлениям в документах после отгрузки продукции покупателю (особенно, если это приведет к несоответствию стоимости товара, указанной в счете-фактуре и договоре);
- к отсутствию незначительного, на ваш взгляд, документа, который дополнительно подтвердил бы реальность сделки (к примеру, складская расписка).
Словом, основанием для отказа в вычете НДС может стать любая погрешность, в том числе случайная, которую инспекторы в своем решении выдадут за «ненадлежащее оформление документов» и намеренную фальсификацию.
«Бестоварный характер сделки»
Чтобы получить такой «диагноз» в решении ИФНС, организации, как правило, нужно постараться допустить несколько ошибок – чтобы у инспекторов сложился комплексный образ компании, пытающейся незаконно получить деньги из бюджета. Последствиями таких выводов налоговиков зачастую становятся не только отказ в возмещении НДС, но и выездная проверка.
Однако в судебной практике существуют случаи, когда и после подобного вердикта со стороны ИФНС организации удавалось склонить суд на свою сторону – благодаря полному пакету документов, свидетельствующих о реализации товара и праве на вычет. Дело № А56-35327/2012 подтверждает, что суд не всегда принимает догадки налоговой. Обосновывая свое решение отказать в возмещении НДС, инспекторы сослались на наличие «уточненки» и «бестоварный характер сделки».
Подробней об опасностях уточненной декларации в 2019 году читайте здесь >>>
В подтверждение последнего инспекторы сослались на отсутствие поручений экспедитору в день сделки, экспедиторских расписок и доверенностей экспедитору, письменных заявок на перевозку грузов.
Дополнили «подозрительную картину» тем, что на момент проверки узнать, соответствует ли остаток указанного товара на складе объемам отгрузок, не представляется возможным – в этом инспекторы сами убедились, побывав в складском помещении.
Все три инстанции в этом деле встали на сторону организации, указав, что при проверке уточненной декларации сотрудники ИФНС могут использовать только те документы, которые получили при работе с первичной декларацией.
По поводу отсутствия расписок суд заявил, что при наличии договоров транспортной экспедиции, актов выполненных работ, доказательств оплаты экспедиционных услуг, а также если контрагенты подтвердили факт доставки продукции, доводы налоговиков не могут свидетельствовать о бестоварном характере сделок.
На визит инспекторов в складское помещение суд ответил ссылкой на постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: «…
в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки».
Однако вряд ли бы суд встал на сторону налогоплательщика, если бы бухгалтерия компании детально не задокументировала все этапы сделок, подтверждающих право организации на возмещение НДС.
Как контрагент может повлиять на решение налоговой
Документы и отчетность контрагента, как участника сделки, для инспекторов и для суда является подтверждением реальности купли-продажи, а, следовательно, права организации на возмещение НДС.
В случае, когда налоговики заподозрят компанию в занижении исчисленного НДС, а стало быть, в неправомерности применения налоговых вычетов, доказать это они смогут, запросив документы у партнера организации.
Если окажется, что она сотрудничает с компанией, которая находится у ФНС не на самом лучшем счету, налоговики могут признать сделку фиктивной и заявить, что проверяемый налогоплательщик приобрел товары у другого поставщика по более низкой цене или вовсе произвел их сам.
В лучшем случае компанию обвинят в «отсутствии должной осмотрительности» при выборе партнера, в худшем – в злом умысле.
Как и зачем проверять контрагента, читайте здесь >>>
Мы в свою очередь гарантируем полный порядок в первичных документах, которые проверяют и сверяют с данными партнера инспекторы в ходе камеральной проверки. Мы заранее сопоставим все сведения с контрагентом, инспекторы просто не найдут, к чему придраться.
Наша уникальная запатентованная технология обработки первичных документов «Процессинг» позволяет в режиме онлайн контролировать, все ли документы, сопутствующие конкретной сделке, были оформлены и насколько грамотно.
Отчет о недостающих или требующих исправления документах мы отправляем клиенту регулярно, с ранее согласованной периодичностью.
Благодаря налаженной обратной связи наши клиенты собирают и корректируют необходимые для «камералки» документы в течение отчетного квартала, а не в последний момент.
Такой подход не только поддерживает порядок в бухгалтерии, но и позволяет максимально быстро подготовить все документы для камеральной проверки по вычету НДС.
Как обжаловать отказ налоговиков
Конкретные основания отказа в возмещении НДС налоговая должна указать в отдельном решении (п. 7 ст. 101 НК РФ). Его вместе с решением по итогам камеральной проверки можно будет обжаловать сначала в региональном Управлении ФНС (УФНС), а затем в суде – если компания не будет согласна с решением вышестоящего налогового органа.
В УФНС можно подать:
- в течение месяца – апелляционную жалобу, то есть до того, как решения вступят в силу;
- в течение года – жалобу на вступившие в силу решения, если их не успели обжаловать в апелляционном порядке. Жалоба подается не напрямую, а через ту ИФНС, решение которой обжалуется. УФНС дается месяц на принятие решения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/prichiny-otkaza-v-vozmeshchenii-nds/
Обжалуем отказ в возмещении НДС
Надо заметить, что большинство налоговых деклараций по НДС проверяется в том же порядке, что и декларации по другим налогам — инспекция просто сверяет ключевые показатели и правильность заполнения формы.
Но если в декларации сумма вычетов превышает сумму налога, подлежащую уплате, то в действие вступают специальные правила проверки, зафиксированные в статье 176 НК РФ. Оно и понятно, ведь по такой декларации налогоплательщик претендует на получение денег из бюджета.
Поэтому проверить все нужно с особой тщательностью.
В чем же заключается этот специальный порядок? цель «камералки», проводимой по декларации, в которой НДС заявлен к вычету, — проверка обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению. Для этого законодатель предоставил налоговикам право требовать у организаций дополнительные документы (п. 8 ст. 88 НК РФ).
Правда, при этом ни статья 88, ни статья 172 НК РФ не содержат перечня обосновывающих вычеты документов, которые может запросить инспекция.
На практике в таких случаях запрашиваются не только счета-фактуры, но и книги покупок, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, аналитические регистры налогового учета и даже первичные документы. Что касается законности подобных требований и возможности их обжалования, то ситуация тут неоднозначная.
Некоторые суды считают требования о предоставлении книг покупок и журналов незаконными (например, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.08.08 № А65-29899/07 и от 20.03.08 № А65-25305/07). Другие же не видят в этом ничего противозаконного (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.08 № А55-8651/2008).
Поэтому, на наш взгляд, обжаловать подобные требования нужно только в случае, когда предоставить запрашиваемые документы по той или иной причине невозможно. В остальных же ситуациях лучше выполнить требование, чтобы не затягивать решение вопроса с возмещением НДС.
Три решения
Еще одним отличительным свойством проверки декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению, является то, что по ее результатам выносится не одно решение, а несколько. Эта особенность уже напрямую влияет на порядок обжалования.
По итогам камеральной проверки соответствующей декларации инспекция может принять одно из трех решений. Во-первых, о возмещении суммы, заявленной к возмещению. Во-вторых, об отказе в возмещении этой суммы. И, в-третьих, о частичном возмещении НДС.
Одновременно с одним из этих решений инспекция также выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таковом.
Наконец, если вынесено решение о возмещении налога или о частичном возмещении налога, инспекция должна принять еще один документ — решение о зачете или возврате налога.
Очевидно, что не все из всех перечисленных документов могут не устроить налогоплательщика, а значит, и попасть под обжалование.
Так, обжаловать решение о возмещении НДС и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, думается, ни один налогоплательщик не станет.
А вот решения об отказе в возмещении, о частичном возмещении или о привлечении к ответственности вполне могут попасть под обжалование. Какой же порядок нужно применять при этом?
Что будем обжаловать
Итак, предположим, что из инспекции получен негативный документ и принято решение о его обжаловании. Первым делом нужно определиться, что именно обжалуется: отказ (полный или частичный) в возмещении налога или привлечение к ответственности. В принципе, Налоговый кодекс не запрещает обжаловать оба этих документа. Но пути их обжалования совершенно разные.
Так, решение о привлечении к налоговой ответственности положено обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе и, лишь затем, можно обращаться в суд. Тут ситуация похожа на другие камеральные проверки: возможно обжалование как вступившего в силу решения, так и решения, хотя и вынесенного, но еще не вступившего в силу.
А вот решение об отказе (полном или частичном) в возмещении налога можно обжаловать по выбору налогоплательщика или в вышестоящем налоговом органе, или в суде. Ведь требования статьи 101.
2 НК РФ об обязательном досудебном обжаловании относятся только к решениям о привлечении к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности.
А в статье 176 НК РФ прямо сказано, что решение об отказе в возмещении НДС — отдельный документ, не тождественный решению о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к таковой. Таким образом, обжалование отказа в возмещении налога проходит по правилам статей 137-138 НК РФ, которые позволяют выбрать адресата жалобы.
При этом на возможность обжалования «отказного» решения в суде не влияет даже тот факт, что форма этого решения, утвержденная приказом ФНС РФ от 18.04.07 № ММ-3-03/239@, не предусматривает указания в нем причин отказа (полного или частичного) в возмещении. Эти обстоятельства вполне могут быть восполнены в судебном разбирательстве.
Поскольку в случае с возмещением налога речь идет о получении «живых» денег, очевидно, что наиболее действенным способом будет обращение непосредственно в суд с заявлением о признании такого решения недействительным. Одновременно можно предъявить и требования об обязании инспекции возместить спорную сумму НДС.
Если инспекция бездействует
Опишем еще один немаловажный момент. Нередки случаи, когда инспекция по прошествии трех месяцев, отведенных на камеральную проверку, вообще не выносит какого-либо решения.
Напомним: в случае, если нарушений не выявлено, Налоговый кодекс отводит инспекторам на принятие такого решения семь рабочих дней (п. 2 ст. 176 НК РФ).
Другими словами, максимальный срок для принятия положительного решения по декларации*, в которой заявлено возмещение, составляет три месяца и семь дней после подачи декларации и документов.
Изменить эти сроки не в состоянии даже назначение выездной налоговой проверки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.02.09 № А52-2055/2008, от 26.09.08 № А52-836/2008 и № А56-42354/2007). И еще пять рабочих дней отводится инспекции на доведение своего решения до сведения налогоплательщика.
Поэтому если три месяца плюс 7 дней плюс 5 дней прошли, а никакого решения не вынесено, у налогоплательщика появляется возможность потребовать возмещения налога через суд, либо обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
*При обнаружении нарушений через 3 месяца и 10 дней (это максимальный срок) должен быть составлен акт, возражения на который можно подать в течение 15 дней.
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2010/3/3017
Решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость – «Рыков групп»
Одной из особенностей данного налога является то, что его иногда можно возвратить.
При этом, налоговики не так уж и охотно торопятся возвращать налогоплательщикам бюджетные средства. В реальности налоговые органы придумывают море оснований, дабы иметь возможность отказать в возврате налога.
Иногда предприниматели, желая сохранить отношения с налоговой службой, по просьбе проверяющих по собственной воле отказываются от своего права на компенсацию налога на добавленную стоимость и сдают уточнённую декларацию.
Либо же, получив решение об отказе в возмещении НДС, не решаются его обжаловать, посчитав, что раз отказали, то означает, что так должно выйти, в частности, когда на кону не очень большие деньги. Зря!
Требуется иметь ввиду, что налоговики максимально нацелены на то, чтобы по мере возможностей меньше отдавать денег из бюджета. Иначе говоря, в ходе проверки налоговые органы будут «цепляться» к любым незначительным моментам, и лишь Ваше твёрдое желание добиться своего сможет помочь Вам вернуть законные средства.
О том, в связи с чем наиболее часто отказывают в возврате НДС, а также в каких случаях можно с успехом обжаловать этот отказ, мы расскажем дальше.
Право на компенсацию налога на добавленную стоимость
Право на возмещение НДС возникает тогда, когда сумма налоговых вычетов («входной НДС») превосходит начисленную сумму налога (иначе говоря, «исходящий НДС») по результатам налогового периода. В этой ситуации неотрицательную разницу между ними и необходимо возвратить налогоплательщику.
Чаще всего, ситуации, когда по итогам налогового периода «входной НДС» превышает исчисленный НДС, появляются если:
- объём реализованной продукции ниже, нежели объемы приобретенной (например, если в нынешнем периоде закупаются большие партий товара или дорогостоящей продукции, продажа которых будет происходить в следующих периодах);
- осуществляется строительство крупных объектов недвижимости (к примеру, торгово-развлекательных центров), прибыль от которых будет поступать только после их введения в эксплуатацию;
- налогоплательщиком используется ставка по реализуемой продукции равная 10%, а сырьё для её создания покупает по ставке 18 %;
- налогоплательщик является экспортером.
Возмещать Вам НДС или не возмещать, решает налоговая служба в результате камеральной проверки налоговой декларации по НДС, которую Вы должны предоставить. А сама компенсация налога производится в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса.
Регламент возмещения налога на добавленную стоимость
Допустим, Вы представили налоговой службе налоговую декларацию, в которой объявлена сумма возврата. Налоговая служба будет не более трёх месяцев проводить камеральную проверку по данной декларации, и от результатов ее зависит дальнейший процесс возмещения налога.
Обычно, декларации на возмещение НДС изучаются вдоль и поперёк налоговыми органами особо внимательно. Инспекторы, вполне вероятно, запросят у Вас первичные документы, обосновывающие заявленный в этой декларации «входной НДС».
Согласно Налоговому кодексу (п. 8 ст. 88) эта возможность у налоговой есть.
Помимо этого, они могут требовать документы у клиентов и поставщиков, что работают с Вами, запрашивать у Вас комментарии, и, вероятно, вызвать на допросы Ваших работников.
Если проверяющие органы не обнаружили в вашей декларации ошибок и нестыковок, в данной ситуации они должны в срок до семи дней с момента прекращения проверки вынести решение о возмещении налога.
При наличии долга по выплате пеней, налога, штрафов по налогу на добавленную стоимость или другим федеральным налогам, сумма, что подлежит возмещению будет использована для их погашения. Налоговый орган сделает подобный зачет самостоятельно.
Если задолженности нет, в этой ситуации по вашему требованию сумма, которая будет возмещена, может быть использована для последующих отчислений по налогу на добавленную стоимость, а также прочим налогам, или быть отправлена на Ваш расчётный счет.
Куда сложнее будет положение дел в ситуации, когда проверки удастся обнаружить в декларации правонарушение.
В данном случае акт должен быть составлен инспекторами в течение 10 дней с момента окончания камеральной проверки. Данный акт необходимо вручить Вам не позднее пяти рабочих дней с даты его утверждения, затем у Вас есть 1 месяц для того, чтобы апеллировать.
Нужно отметить, что в жизни налоговые органы не стремятся отказываться от своих претензий из-за предоставленных возражений.
Любые неточности и нарушения, допущенные ими и отмеченные Вами, до рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики попытаются исправить.
Поэтому некоторые моменты, особенно те, которые касаются запроса документов, допросов, экспертиз и так далее, можно притормозить до обжалования самого решения в вышестоящем налоговом органе.
По истечении одного месяца на представление комментариев, налоговики обязаны не позднее, чем через десять дней изучить данные камеральной проверки. Результатом данной процедуры станет принятие начальником службы или же его заместителем решений 2 видов сразу.
Исходя из ситуации, этими решениями могут быть:
- Если возвращается весь НДС целиком и полностью (когда зафиксированные в акте проверки нарушения были отклонены начальником инспекции либо не стали препятствием для возмещения ):
- решение о возмещении налога целиком и полностью;
- решение о не привлечении либо о привлечении к ответственности юридическое лицо.
- Если НДС возвращается не полностью (если инспекторы отклонили только часть заявленных вычетов. К примеру, органы засомневались в действительности сделок с определенными поставщиками и клиентами или выявили неточности в оформлении некоторых документов):
- решение о привлечении либо о не привлечении к ответственности;
- решение о неполном возмещении НДС и решение об отказе в возврате налога на добавленную стоимость не полностью.
- В случае полного отказа в возврате налога на добавленную стоимость:
- решение об отказе в возврате налога целиком;
- решение об отказе в привлечении либо о привлечении к ответственности юридическое лицо.
От себя добавим, что обжалование решения об отказе в возврате НДС в суде и в вышестоящем налоговом органе – в высшей степени ответственная и решающая процедура, в связи с этим его проведение лучше доверить профессиональным юристам.
Вы сможете получить более детальную информацию непосредственно по Вашему случаю по телефону, или сделав запрос к нам.
Если же Ваша компания нуждается в профессиональной помощи по делу оспаривания решения об отказе в возмещении НДС, в этом случае предлагаем изучить наше предложение.
Источник: https://Rykov.group/stati/nalogi/reshenie-ob-otkaze-v-vozmeshchenii-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost/
Обжалование решений налогового органа: решение о привлечении к налоговой ответственности и решение об отказе в возмещении НДС
Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.
Обжалование решений налогового органа: чем руководствоваться в первую очередь?
Анализ судебной практики по налоговым спорам показывает, что наибольшее число споров с ИФНС РФ возникает у организаций по поводу обжалования решений налогового органа, принятых по результатам проведения камеральных проверок деклараций по НДС в которых сумма налога заявлена к возмещению.
В соответствии со статистикой рассмотрения подобных дел в большинстве случаев организациям в судебном порядке удается доказать правомерность заявленных ими вычетов по налогу на добавленную стоимость, и как следствие, обоснованность сумм налога, предъявленных к возмещению.
Однако, в практике встречаются случаи, когда суды, отказывая организациям в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемой категории дел, в качестве оснований для отказа ссылаются на нарушение ими предусмотренного действующим законодательством РФ порядка обжалования решений налогового органа.
Итак, что же из себя представляет указанный порядок? Ответ на данный вопрос мы можем найти в следующих положениях действующего законодательства РФ:
- Статье 176 НК РФ, регламентирующей порядок возмещения налога;
- Разделе VII. части первой НК РФ, регламентирующем порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц;
- Главе 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, регламентирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании не нормативно правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
По общему правилу, установленному п.1. ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Ситуации, когда сумма вычетов по итогам налогового периода превышает общую сумму налога, исчисленную за соответствующий период, как правило, возникают при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с экспортом и импортом товаров на территорию РФ. Приобретение организациями дорогостоящих объектов недвижимости или производственного оборудования также может привести к образованию сумм налога, подлежащих возмещению.
После представления организациями декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению, контролирующий орган проверяет обоснованность заявленной суммы в рамках камеральной проверки декларации по НДС, проводимой по правилам, установленным ст. 88 НК РФ.
При этом в отличии от иных камеральных проверок, в рамках камеральной проверки налоговой декларации по НДС, где заявлено возмещение, контролирующий орган вправе истребовать у организации документы, подтверждающие правомерность применения вычетов.
Если по результатам проверки проверяющим не будут выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение семи дней после ее окончания (спустя три месяца с момента подачи декларации) налоговый орган обязан принять решение о возмещении заявленных сумм налога.
В случае же выявления нарушений, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет акт налоговой проверки по правилам ст. 100 НК РФ, предусматривающим, в том числе право заинтересованного лица в течение одного месяца с момента получения акта проверки предоставить возражения на акт проверки в целом или его отдельные положения.
Материалы налоговой проверки с представленными возражениями рассматриваются руководителем контролирующего органа по правилам, предусмотренным ст. 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения руководитель выносит 2 решения:
- решение о привлечении к налоговой ответственности (об отказе в привлечении),
- решение о возмещении полностью (частично) суммы налога, заявленной к возмещению (решение об отказе в возмещении).
Если по мнению организации, они нарушают ее права, в том числе, право на своевременное возмещение налога, такие решения могут быть обжалованы в следующем порядке.
Куда сначала обжаловать Решение о привлечении к налоговой ответственности и Решение об отказе в возмещении?
До вступление решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении в законную силу (по истечении одного месяца со дня его вручения организации), на него может быть подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Требование к форме и содержанию апелляционной жалобы, установлены ст. 139.2 НК РФ.
Поскольку решение об отказе возмещения НДС принимается одновременно с решением о привлечении к налоговой ответственности (об отказе в привлечении), апелляционному обжалованию подлежат оба решения, принятые по результатам проведенной проверки. Данному правилу необходимо придерживаться в случае дальнейшего обжалования решения об отказе в возмещении в суде.
Апелляционная жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом без участия организации-налогоплательщика. По результатам рассмотрения в течение одного месяца после получения апелляционной жалобы (указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц) вышестоящий контролирующий орган обязан принять одно из решений, предусмотренных п. 3. ст. 140 НК РФ.
В случае несогласия с указанным решением организация в течении трех месяцев может обратиться в арбитражный суд с требованиям о признании недействительными решения о привлечении к налоговой ответственности (об отказе в привлечении) и решения об отказе в возмещении полностью или частично.
В соответствии с п. 3. ст. 138 НК РФ срок судебного обжалования исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим контролирующим органом решении по его апелляционной жалобе, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы.
Строгое соблюдение вышеуказанного порядка обжалования решений налогового органа позволит организациям минимизировать процессуальные риски при восстановлении нарушенных прав в связи с принятием контролирующими органами незаконных решений об отказе в возмещении НДС.
В результате в огромном количестве случае налогоплательщикам удается получить возмещение НДС на расчетный счет без обращения в суд избежать судебных налоговых споров.
Источник: http://www.calangium.com/information/statiy/reshenie-o-privlechenii-k-nalogovoj-otvetstvennost/
Отказ налоговой в возмещении ндс – Территория Права
Общение с налоговой службой у большинства налогоплательщиков сводится к сдаче отчетности.
Однако плательщики НДС, которые получили налога больше, чем его начислили, вынуждены регулярно объяснять причины этого и доказывать правомерность своих хозяйственных операций.
Несмотря на такие доказательства и объяснения, им все же регулярно отказывают в возмещении НДС и даже в суде отстоять свою позицию удается далеко не всегда. О сложившейся судебной практике и наиболее частых причинах отказа — в материале PPT.ru.
Отказ в возмещении НДС довольно частое явление со стороны налоговой службы. Обычно он является результатом камеральной проверки налоговой декларации, но иногда уже возмещенный налог восстанавливают после выездной проверки налогоплательщика или его контрагентов.
При этом, отмена возмещения может быть полной или частичной, а сами основания для отказа в возмещении НДС могут быть разными, но не могут выходить за рамки статей Налогового кодекса.
Налогоплательщик, которому отказали в возврате налога также может действовать в зависимости от обстоятельств и реального положения дел: он может оспорить решение УФНС или же согласиться с ним и заплатить недоимку.
По такого рода делам давно сложилась судебная практика, но и она не является однозначной. Разберемся со всем этим подробнее и рассмотрим когда, а главное, при каких обстоятельствах, арбитражные суды отказывали налогоплательщикам вслед за ФНС.
Отказ в возмещении НДС: причины
Не принять налог к уменьшению орган ФНС может, только, если в результате камеральной или выездной проверки налогоплательщика его специалистами будет выявлено занижение исчисленного НДС или же неправомерное применение налоговых вычетов. Об этом, в часности, сказано в статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 171 НК РФ и статье 173 НК РФ.
В случае с заявленным вычетом по НДС в рамках камеральной проверки доказать занижение суммы налога можно только, если запросить документы контрагентов налогоплательщика. В этих же случаях появляется шанс признать заявленный вычет неправомерным.
Самыми частыми причинами этого является:
- Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, или пропустил установленный для вычета полученного от поставщика НДС;
- Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.
И, если в первом случае, оплошность налогоплательщика доказать не так сложно и она, как правило, является бесспорной, то во второй ситуации отмена уменьшения НДС влечет за собой целый «клубок» неприятных последствий.
Ведь налоговики, как правило, утверждают, что все товары (работы или услуги) приобретенные у такого контрагента в действительности были приобретены не у него, а у другого лица по более низкой цене или даже были изготовлены силами самой организации-налогоплательщика. То есть вся сделка может быть признана фиктивной, со всеми вытекающими последствиями.
При этом,организацию могут обвинить, как в злом умысле, так и в отсутствии должной осмотрительности при заключении договора с компанией-однодневкой. Таким образом, именно проявление должной осмотрительности при выборе контрагента является главным подводным камнем при отказах в вычетах НДС.
Особняком стоит ситуация, когда налоговая служба не хочет принимать вычет по НДС при отсутствии регистрации или информации о регистрации иностранного контрагента налогоплательщика. По этому поводу до сих пор не сложилась официальная позиция, поскольку в Налоговом кодексе также нет разъяснений по этому вопросу.
Примечательно, что в свое время Пленум упраздненного Высшего арбитражного суда однажды признал незаконным отказ по такому основанию. Однако позже Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.04.
2009 N КА-А40/1324-09 по делу N А40-61824/06-98-345 пришел к выводу, что организация не вправе заявлять НДС к возмещению, так как юридический статус ее иностранного контрагента оказался не подтвержден.
В спорной ситуации налоговикам удалось выяснить, что адрес иностранного покупателя российских товаров на территории США используется другими лицами, а сама фирма-контрагент не вела и не ведет деятельности. При этом документы на внешнеэкономическую сделку были оформлены без нарушений.
Бывают случаи, что налоговики прямо заявляют отказ в приеме декларации по НДС с суммой налога к возврату. Они вызывают представителей организации и рекомендуют отказаться от отражения в отчете некоторых операций, чтобы исключить перечисление бюджетных средств.
Такие действия инспекторов каждый налогоплательщик имеет возможность оценить самостоятельно и принять взвешенное решение. Ведь, как уже было сказано, суды далеко не всегда признают поражение проверяющих.
Отказ в возмещении НДС: судебная практика
Одним из основополагающих документов, которым судьи должны руководствоваться, если происходит оспаривание отказов в утверждении согласования НДС, до сих пор является Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
В пункте 49 которого сказано, что по нормам статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по НДС, в которой было заявлено право плательщика на возмещение данного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 НК РФ, 100 НК РФ и 101 НК РФ.
Это означает, что никакого особого внимания к таким отчетам налоговики проявлять не должны. Однако, на практике они его проявляют практически всегда.
В этом же документе сказано, что если орган ФНС вынес отказ в возмещении НДС, проводки по которому показались ему подозрительными, то по нормам пункта 3 статьи 176 НК РФ такой вывод, даже если отказ в вычете является частичным, должен быть изложен в отдельном решении.
Одновременно с ним налоговая служба должна принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом, оспорить эти два решения возможно только в связке, ведь ВАС РФутверждает, что суды при рассмотрении таких жалоб должны исходить из того, что эти решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. Эти решения ФНС вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как одно требование налогоплательщика. Итак, какие аргументы находят налоговики, чтобы убедить суд принять свою сторону и какими бывают решения?
Льготы по налогу влияют на вычет
Более свежую позицию по этому поводу высказал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года.
Судьи рассмотрели ситуацию, когда организации решением ФНС было отказано в возврате НДС в связи с тем, что осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, компания приобретала услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые по нормам статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС, в связи с чем не имела права включать полученные от поставщиков таких услуг суммы налога в состав вычетов, независимо от их выделения в выставленных контрагентами счетах-фактурах.
Необоснованная налоговая выгода
Еще одним обстоятельством, при котором арбитражный суд примет сторону проверяющих, станут неоспоримые доказательства того, что поводом для заявления вычета послужило желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Именно такой вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-755/2016.
В спорной ситуации налоговые инспекторы отказались уменьшить сумму НДС, поскольку у контрагента-налогоплательщика не оказалось необходимых условий для достижения результатов заявленной экономической деятельности.
Хотя между двумя организациями был заключен договор поставки по приобретению инструментов и оборудования, который даже был представлен в материалы дела вместе со счетами-фактурами, товарными накладными, путевыми листами и другими документами, оказалось, что все это фикция.
У организации-поставщика отсутствовал управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства. Поэтому судьи сделали вывод о нереальности хозяйственных операций налогоплательщика со своими контрагентами.
Фирмы-«однодневки»
Так называемая фирма-«однодневка» в роли контрагента является еще одним козырем ФНС при отказах в возврате НДС. Хотя доказать такие обстоятельства налоговикам удается далеко не всегда, зачастую и они становятся причиной отрицательного для плательщика судебного решения. Признаки таких контрагентов налоговики не скрывают. Более того, ФНС издала приказ от 11 февраля 2016 г.
N ММВ-7-14/[email protected], в котором перечислила все основания для проведения проверок, связанных с сомнительным местом регистрации организаций.
В частности, проверяющие обращают внимание на сведения, включаемые или уже внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, конечно же, отменяют уменьшение налога.
Судьи ФНС в таких решениях поддерживают при наличии достаточных доказательств, как, например, сделал это Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2017 г. по делу N А40-51878/2016 .
Арбитры указали, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС заключила договоры подряда с фирмами-«однодневками», а первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Руководители организации, которые были указаны в ЕГРЮЛ пояснили, что не имеют отношения к данной фирме.
В связи с этим, суд сделал вывод, что истец не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, а его действия оказались направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Вывод из этих и других судебных решений можно сделать только один: перед заключением договора необходимо обязательно проводить проверку контрагента.
Ведь чаще всего сумма самого невозвращенного НДС оказывается чуть ли не меньше штрафов, которые придется заплатить после вынесения судом решения в пользу налоговой службы.
Проверку можно делать базовую или расширенную.
Базово стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства и так далее.
Расширенную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.
Источник:
Отказ в возмещении НДС: 12 причин
Сегодня многие субъекты предпринимательской деятельности осуществляют хозяйственную деятельность по схемам, дающим им право на возмещение НДС. Чтобы получить из бюджета уплаченные налоговые обязательства, им следует по форме обратиться в контролирующие органы и предоставить определенный пакет документации.
Сотрудники Налоговой Службы в отведенное Федеральным законодательством время проводят камеральную проверку, после чего выносят решение относительно того, возмещать НДС или нет. К сожалению, по многим заявкам выносится отрицательное решение, причиной чего могут быть различные факторы.
В данной статье мы рассмотрим из-за чего происходит отказ в возмещении НДС.
#1 Основная причина в отказе в возмещении НДС
Наиболее распространенной причиной отказа в возмещении НДС являются ошибки, которые были допущены субъектом предпринимательской деятельности при заполнении заявления и других документов, дающих право на получение средств из бюджета. В данном случае речь идет о счете-фактуре, который может быть подписан не уполномоченными лицами, или в нем были допущены математические или механические ошибки. Сотрудники контролирующих органов воспримут как ошибки:
- указание неправильного адреса, по которому осуществляет хозяйственную деятельность компания;
- ошибки в кодировках и других реквизитах;
- несоответствие цен и количества товара с данными, отраженными в договоре на поставку;
- отсутствие важных сведений, например, валюты, в которой осуществляется учет товаров;
- внесение исправлений в документ после отгрузки товаров и т. д.
#2 Нарушение Федерального законодательства по уплате налогов
Получить отказ от Налоговой Службы в возмещении налога на добавочную стоимость субъекты предпринимательской деятельности смогут тогда, когда будут нарушены нормы Федерального законодательства.
Источник: https://uplast-ekb.ru/razbor/otkaz-nalogovoj-v-vozmeshhenii-nds.html
Решение об отказе в возмещении НДС: досудебный порядок обжалования и последствия его несоблюдения
Нормы Арбитражного процессуального кодекса (ч. 5 ст. 4, п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 2 ч. 1 ст. 148), указывающие на необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора в корреспонденции с п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предполагают обязательное обращение налогоплательщика с жалобой в вышестоящий налоговый орган до подачи соответствующего иска в суд.
При несоблюдении проверяемым лицом указанной процедуры арбитражный суд, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, должен оставить заявление истца без рассмотрения.
Разберемся, каким образом лицо, в отношении которого налоговым органом принято решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично), может исполнить указанные предписания закона.
Порядок возмещения из бюджета НДС установлен ст. 176 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 – 3 п. 1 ст.
146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком декларации по НДС контролеры, в соответствии со ст.
88 НК РФ, проводят камеральную проверку, в ходе которой исследуется обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета.
В силу п. 3 ст. 176 НК РФ в случае выявления в ходе проверочных мероприятий нарушений законодательства о налогах и сборах уполномоченным должностным лицом ИФНС составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, который должен быть рассмотрен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Решение по итогам камеральной проверки принимается с соблюдением норм, установленных ст. 101 НК РФ. Так, по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в соответствии с п.
7 указанной статьи, выносит решение о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с одним из указанных решений контролерами принимается одно из трех решений:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Согласно п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст.
139 НК РФ названные решения в пределах указанного срока могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе путем подачи апелляционной жалобы.
Причем если региональное управление ФНС не отменит решение нижестоящей инспекции, оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом, а в случае изменения решения – с даты принятия соответствующего решения (абз. 2 п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Примечание. Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступает в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы.
Примечание. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговиков, в первую очередь он должен обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Исходя из буквального толкования приведенных норм права, решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично), вынесение которого регламентировано п. 3 ст.
176 НК РФ, не может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Ведь вынесение такого решения не приводит к возникновению у проверяемого лица обязанности по уплате доначисленных платежей (их не может быть в принципе), поэтому у налогового органа не возникает права на их взыскание.
Между тем в силу ст. 137 НК РФ, основанной на положениях ст. 46 Конституции РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Данное право может быть реализовано в том числе путем подачи соответствующей жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК РФ). При этом в случае применения ст. ст.
137, 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в административном порядке путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.
), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба на решение об отказе в возмещении НДС может быть подана в региональное управление ФНС в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение об отказе в возмещении НДС, вправе оспорить его в досудебном порядке путем подачи в вышестоящий налоговый орган соответствующей жалобы в установленные сроки.
А вот обязан ли он соблюсти эту процедуру для обращения в суд в случае несогласия с данным решением контролеров – вопрос весьма спорный. Разъяснений на этот счет Налоговый кодекс не содержит.
По данной проблеме существует две точки зрения. Рассмотрим их.
Досудебный порядок обжалования не распространяется на решение об отказе в возмещении НДС
Изначально арбитражные суды занимали именно такую позицию, мотивируя ее буквальным толкованием норм налогового законодательства.
Так, ФАС СЗО в Постановлении от 29.07.
2010 N А56-59126/2009 сделал следующий вывод: обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе установлено в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вместе с тем действие п.
5 ст. 101.2 НК РФ не распространяется на решения об отказе в возмещении налога, следовательно, для их оспаривания в судебном порядке не требуется предварительное обжалование в вышестоящий налоговый орган.
Арбитры ФАС МО в Постановлении от 14.02.2011 N КА-А40/125-11 сделали аналогичный вывод: из содержания п. 5 ст. 101.
2 НК РФ следует, что досудебная процедура урегулирования спора в отношении решений налогового органа об отказе в возмещении сумм НДС не предусмотрена, обжалованию в вышестоящем налоговом органе подлежат в обязательном порядке только решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Источник: http://www.pnalog.ru/material/reschenie-ob-otkaze-v-vozmeschenii-nds-obzhalovanie