Право как адаптивная функция социума

Одной из самых фундаментальных социологических теорий XX века является структурный функционализм Толкотта Парсонса. Concepture публикует небольшую лекцию, излагающую основные его положения.

Опираясь на данные кибернетики (науки о закономерностях функционирования информации в сложных системах), свою комплексную теорию создает американский социолог Толкотт Парсонс.

Работы Парсонса и по сей день продолжают оказывать влияние на ученых. Специалисты признают, что его теории в плане основательности и целостности нет равных в области социологичекой мысли.

А положения его структурно-функциональной социологии легли в основу целой научно-исследовательской школы.

Как и всякий фундаментальный теоретик, Парсонс придерживался принципа системности. Точкой отсчета возникновения социологии как науки он считал первую попытку рассмотрения общества как системы. Такую попытку, по его мнению, предпринял Маркс.

Исходя из дефиниции системы как совокупности элементов, взаимосвязь которых образует определенное единство, Парсонс определяет общество в качестве разворачивающихся в пространстве и времени социальных отношений, которые, закрепляясь в устойчивых формах (от ежедневных разговоров на лавочке до организации политических институтов), образуют устойчивую, находящуюся в равновесии сеть (научная метафора), которая устанавливает рамки для всех видов социальной деятельности.

Таким образом Парсонс трактует социальную систему как систему действий, которая регулируется сетью общественных отношений.

Регламентация рамок этих действий предполагает не только их закрепление на правовом уровне (институциональная легитимация), но и неформальное ценностное признание со стороны членов общества (аксиологическая ориентация).

Социум закрепляет стандарты видов деятельности внтури себя и сохраняет их по отношению к внешним условиям.

Например, получение полного среднего образования осуществляется в течение одиннадцати лет, и это длящийся во времени устойчивый формат, который не изменится даже в случае инфляции, роста числа эмигрантов и т. д. Поскольку элементы, образующие систему, находятся в отношении взаимозависимости, любое изменение части системы сказывается на ее целом. Основными элементами социальной системы являются:

1

Физические условия жизни, при которых возможна полноценная человеческая деятельность (удовлетворение базовых витальных потребностей).

2

Психологические условия, обеспечивающие продолжительность существования общества (удовлетворение социальных потребностей).

3

Наличие устойчивого набора социальных норм и ценностей, формируюших определенный способ деятельности (удовлетворение духовных потребностей).

Вышеперечисленные пункты образуют структуру общества. Но в соответствии с теорией Парсонса каждая структура обладает еще и функцией (напомним, что его теория получила название «структурный функционализм»). Если структурный аспект составляют системообразующие факторы, то функциональный составляют факторы контролирующие. Их тоже три:

1

Экономика (обеспечивает контроль производства и распределения ресурсов среди населения).

2

Политика (обеспечивает внешний контроль над событиями, происходящими на территории, на которой проживает общество).

3

Культура (обеспечивает внутренний контроль жизнедеятельности людей в соответствии с принятыми в обществе нормами и ценностями).

Можно заметить, что системообразующие и контролирующие факторы соотносятся друг с другом: экономика создает необходимые физические условия, политика – психологические (толерантность, транспарентность [открытость информации], демократизм), культура дает духовную пищу. При этом, по Парсонсу, любой социум как система стремится к адаптации, целеполаганию, интеграции и порядку.

Адаптация

Адаптация – это приспособление общества к природным условиям окружающей среды. Важно понять, что Парсонс представляет общество состоящим из множества подсистем, в том числе физиологических. Поэтому функцию адаптации выполняет такая подсистема как организм.

Целеполагание

Целеполагание – это преобразование обществом окружающей среды, и поскольку оно гораздо сложнее простого приспособления, эту функцию выполняет личность (еще одна подсистема общества).

Интеграция

Интеграция – это установление устойчивых форм взаимодействия между человеком и обществом. Оно осуществляется на основе общей ценностной ориентации. Например, в восточных обществах ценность коллектива ставится выше ценности индивидуума, в то время как на Западе все обстоит ровно наоборот – отсюда различие форм взаимодействия внутри обществ.

Порядок

Порядок основывается на принятии и одобрении (легитимации) большинством одних и тех же норм и ценностей. Эту функцию выполняет культура.

Она создает комплексы значений тех или иных социальных действий, тем самым ограничивая возможность произвольности их совершения.

Проще говоря, человеку запрещается как попало совершать свою деятельность. Одним из таких комплексов является, например, этикет.

В ходе анализа эволюции человеческих обществ Парсонс обнаруживает тенденцию к росту их адаптивной способности за счет усложнения социальной организации. Это проявляется в сознательном увеличении контроля и регламентации способов человеческой деятельности. Другими словами, Парсонс считает, что современное общество более жизнеспособно и устойчиво во времени, чем традиционное.

Исторический пример: Наполеон считал, что захватив Москву, он покорит Россию. Подобная стратегия может быть сработала, если бы это был древний Вавилон, где все общество зависит от сакрального центра (столицы). Однако в случае с Россией XIX века ничего не вышло, поскольку способ организации общества Российской империи носил модульный, а не централизованный характер.

Основной недостаток этой теории критики видят в нивелировании свободы воли человека и роли творческого потенциала отдельных субъектов. Системная теория Парсонса предлагает модель общества как огромной хорошо работающей машины, винтиками которой являются люди. Однако если отбрасывать в сторону неправомерную идеализацию образа человека, можно сказать, что в действительности так оно и есть.

  1. Толкотт Парсонс«О структуре социального действия»
  2. Толкотт Парсонс«Система современных обществ»

Источник:

Адаптивность

Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.

Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.

Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.

Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.

Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.

Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.

Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.

На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.

Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.

Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.

Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.

Социальная адаптивность

Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.

Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.

Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.

Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.

Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.

Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.

Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.

Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.

Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов.

Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения.

Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.

Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме.

Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы.

Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.

Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу.

Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы.

Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.

Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.

Принцип адаптивности

Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.

Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.

Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий.

Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие.

Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.

Источник: https://uplast-ekb.ru/novosti/pravo-kak-adaptivnaya-funktsiya-sotsiuma.html

Адаптивность

Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.

Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.

Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.

Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.

Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.

Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.

Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.

На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.

Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.

Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.

Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.

Основные функции культуры

Рассматривая вопрос о содержании и сущности культуры, мы убедились в том, что культура представляет собой социаль­ное явление и выступает как фактор возникновения и станов­ления социальных отношений.

А это значит, что культура мо­жет быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе.

Под понятием «функции куль­туры» в культурологии подразумевается характер и направ­ление воздействия культуры на индивидов и общество, сово­купность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в сво­их интересах.

Число социальных функций культуры чрезвычайно вели­ко и можно по-разному выделять, классифицировать и опи­сывать эти функции. Далее мы кратко рассмотрим  основные функции культуры:

1. адаптивную функцию;

2. интегративную функцию;

3. коммуникативную функцию;

4. функцию социализации;

5. компенсаторную и игровую функции.

 1. Адаптивная функция культуры

Культура обеспечива­ет адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Вся­кий вид живых существ адаптируется к среде своего обита­ния.

У растений и животных это происходит в процессе био­логической эволюции благодаря изменчивости, наследствен­ности и естественному отбору, посредством которых функ­ционируют и генетически передаются из поколения в поко­ление особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).

Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет зак­репленной за ним экологической ниши.

У него не хватает ин­стинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования.

Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, со­здавать вокруг себя искусственную культурную среду.

Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определен­ной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусствен­ных условий своего существования, культуры.

Развитие куль­туры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной вза­имопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохра­нительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная че­ловеком материальная культура, социальная организация, си­стема экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

2. Интегративная функция культуры

С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция.Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуще­ствляется на основе культуры.

Наиболее общим уровнем со­циальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, сти­мулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления со­циального опыта по гарантированному социальному воспро­изводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отне­сти обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет наро­ды, социальные группы, государства.

Любая социальная общ­ность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной куль­туры.

На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежнос­ти к данной социальной общности — чувство «мы».

Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим».

Формирование групповой солидарности — «мы» — предполагает существование представителей иных культур­ных кругов — «они».

Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последстви­ям.

История свидетельствует, что культурные различия меж­ду сообществами нередко становились причиной их проти­востояния и вражды.

3. Коммуникативная функция культуры

Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человечес­кого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы об­щения, поскольку именно культура дает им средства обще­ния — знаковые системы, оценки.

Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши да­лекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков.

Прин­ципиально новым средством коммуникации явилась члено­раздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации.

Позднее формируется письменная речь и мно­жество специализированных языков, служебных и техничес­ких символов: математических, естественнонаучных, топог­рафических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.

; скла­дываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражиро­вания и трансляции, а также институтов, занимающихся на­коплением, сохранением и распространением информации.

4. Функция социализации

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы.

Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социально­го опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствую­щих данному обществу, социальной группе.

В ходе социали­зации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохра­нение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.

В историческом процессе «персональный состав» об­щества и социальных групп постоянно обновляется, меняют­ся исполнители, так как люди рождаются и умирают, но бла­годаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конеч­но, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в обществен­ной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованны­ми от предков формами жизни и идеалами и также трансли­руются из поколения в поколение благодаря социализации.

5. Компенсаторная и игровая функции

Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции.

Формами компенсации являются досуговая деятельность, ту­ризм, общение с природой и другие формы отвлечения чело­века от участия в тех или иных видах материальной или ду­ховной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой ком­пенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

Игровая функция культуры проявляется не только в раз­нообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура.

Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спро­сом во всяком обществе, Развлекательные игры носят харак­тер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрите­лей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереа­лизованные устремления в жизни.

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/10/osnovniefunkciikultury.html

Коммуникативная функция

Культуране только накапливает и хранит информацию(это является по преимуществу прерогативойкультурного наследия). Актуальнаяинформация благодаря культуре постоянноциркулирует в обществе, осуществляяпередачу опыта и знаний. Культураформирует условия и средства человеческогообщения. В принципе любой артефактсообщает информацию.

Но в культуреимеются специальные средства общения– знаковые системы и в первую очередь– язык.Культура – это поле человеческогообщения, она связывает, объединяетлюдей. Развитие форм и способовкоммуникации – важнейший факторкультурной истории человечества.

В ходеистории растет мощь и дальнодействиесредств связи: от первобытных сигнальныхбарабанов до спутникового телевидения.На смену письменности пришли средствамассовой коммуникации (СМК), радио ителевидение.

В ближайшей перспективе– развитие компьютерных сетей,охватывающих весь мир и делающихдоступным мгновенное вступление вконтакт с любым источником информации.Развитие культуры общения способствуетвзаимному пониманию и сопереживанию.

Интегративная функция

Благодарякоммуникации и наличию общечеловеческихценностей культура объединяет отдельныхлюдей, социальные группы, народы игосударства.

У людей формируется чувствопринадлежности к культурной общности,к которой они принадлежат. Сохранениекультурного наследства, национальныхтрадиций, исторической памяти создаетсвязь между поколениями.

Единствокультуры – важное условие крепостигосударства. Высока объединяющая рольтехнологий, науки и искусства.

Сходом истории растут контакты культур,растет их взаимодействие ивзаимопроникновение. Всемирная паутинаинтернетасплетает различные культуры в одноцелое. Интегративная функция культурынаправлена не на стирание культурныхразличий, а на объединение людей как врамках одной культуры, так и за еепределами, на осознание единства всегочеловечества.

Адаптивная функция культуры

Информационно-коммуникативныевозможности культуры позволяют ейобеспечивать приспособление человекак окружающей среде. Но в отличие отживотных человек одновременноприспосабливает среду к себе, изменяетее в соответствии со своими потребностями.

Биологическая неприспособленностьчеловека обернулась способностьюосваивать любые природные условия,создавать разнообразие «защитных»культурных слоев (одежда, жилье, оружиеи т.п.).

У разных народов, обитающих вразличных условиях, в их культуреисторически закрепляются способыадаптации к природной среде. Онисоставляют рациональное обоснованиемногих национальных традиций (например,в способах лечения, строительства жильяи т.п.

), изобретается масса вещей, средстви способов обеспечивать безопасностьи комфорт, наполнить жизнь удовольствиямии развлечениями. Увеличиваетсяпродолжительность жизни и ростнародонаселения.

Чтобывыжить, человечество должно совершенствоватьсвою собственную природу, свою духовнуюсущность, уменьшая свою зависимость отсил природы.

Функция социализации

Подсоциализацией понимается включениеиндивидов в общественную жизнь, усвоениеими социального опыта, знаний, ценностей,норм поведения, соответствующих данномуобществу, социальной группе, социальнойроли.

Процесссоциализации позволяет личности статьполноценным членом общества. Этотпроцесс полезен и обществу, сохранениюсложившихся в нем форм жизни. Культураопределяет содержание, средства испособы социализации. Социализацияначинается в детстве.

Огромную рольздесь играет и семья, пример родителей,сверстников, учителей и др. В дальнейшейжизни важную роль играют: школа, другиеучебные заведения, средства массовойинформации, трудовые коллективы,неформальные группы.

Немалое значениеимеет и самовоспитание.

Социализацияимеет своеобразие в различных историческихи национальных культурных контекстах(российских, американских, индийской идр.).

От этого контекста зависят не толькоформы деятельности, но и формы отдыха,развлечения, психической разрядки(рекреативная и компенсаторнаяфункциикультуры): праздники, игры, спорт, массовоеискусство, разнообразные «хобби». Всеэти формы регулируются культурныминормами и имеют ритуальный характер.

Кроменазванных, в литературе отмечаются идругие функции культуры более частногохарактера: обеспечение целостностиобщественной системы, обеспеченияперехода от одной общественной системык другой, разрешение противоречий междуобществом и природой, гармонизацияотношений между ними, преемственностьпоколений, функция самовыражения,самоутверждения и саморазвития личностии др.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3053990/page:3/