Производство по делам об административных правонарушениях — это процессуальная деятельность, которая выполняет нормативные предписания. Последовательность рассмотрения административных дел является частью процесса по определению санкций к нарушителям за содеянный поступок, в то же время создает условия в области законных прав гражданина.
Содержание
- 0.1 Какие нарушения считаются административными
- 0.2 Порядок производства по делам об административных нарушениях
- 0.3 Как осуществляется
- 0.4 Что необходимо знать
- 1 Производство по делам об административных правонарушениях
- 1.1 Принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 1.3 Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 1.4 Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
- 1.5 Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
Какие нарушения считаются административными
Действия, нарушившие права и свободы граждан, общественный порядок относятся к КОАП (кодексу об административных правонарушениях), который определяет виды антиобщественных деяний:
- Мелкое хулиганство, отказ повиноваться сотруднику органов внутренних дел, дружиннику, военнослужащему при нарушении порядка.
- Распитие алкогольных напитков, появление в нетрезвом виде в общественных местах, недостойное поведение, задевающее моральные понятия общества.
- Курение в общественных местах.
- Нарушение ДПП, правил охоты, рыболовства, уничтожение природных ресурсов, в результате которого наносится вред обществу и отдельным гражданам.
- Нарушение избирательных прав.
- Незаконные операции с денежными платежными документами. Мелкое хищение (кража в супермаркете)
Противоправные действия могут быть умышленными или совершенными по неосторожности.
Обратите внимание! К административному наказанию можно привлечь гражданина, начиная с шестнадцатилетнего возраста.
Повторное совершение данного проступка отягчает факт преступления. За это предусматривается наказание строже. Надо отличать неоднократное действие от повторного деяния.
Все субъекты административных правонарушений делятся на три группы:
- общая;
- особая;
- специальная.
В первой группе все дееспособные граждане от шестнадцати лет. Ко второй относятся военнослужащие, работники внутренних органов. К третьей — должностные лица, родители несовершеннолетних, иностранцы, лица без гражданства.
Для того, чтобы признать антиобщественное деяние, надо предъявить доказательства, свидетелей, при этом доводы самого обвиняемого не являются обязательными. Так как данный вид преступления не является уголовным, лишение свободы не предусмотрено.
Обратите внимание! Если оно совершено впервые, наказанием может стать предупреждение.
Порядок производства по делам об административных нарушениях
Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях
В схеме данных дел выделяется четыре этапа рассмотрения, которые вместе называются производством.
Порядок осуществляется в такой последовательности:
- Возбуждение дела. Для этого необходим повод — информация в виде заявления или другого подтверждения нарушения закона. Должно быть и основание — доказательство содеянного.
- Процесс рассмотрения дела. Это главная и центральная часть в порядке рассмотрения.
- Пересмотр дела в случае, если подается прошение об этом. По итогам пересмотра постановление по делу может остаться в силе или будет отменено. Постановление может быть вынесено о прекращении дела или о назначении наказания
- Исполнение решений. Иногда решение о возбуждении дела выносится в форме определения. Такая ситуация предполагает административное разбирательство.
- Потерпевший или законный представитель, защитник могут обжаловать постановление ввышестоящем суде. Жалобы подаются в письменном виде, за нее не надо платить госпошлину, обратиться с ней надо в десятидневный срок. Рассматриваются жалобы по таким делам в ускоренном режиме в течение пяти дней.
Определение выносится при нарушении налоговой антимонопольной страховой категории закона (ст.28.7 КОАП). Источники доказательств в данном производстве:
- объяснительная записка;
- протокол;
- материалы судебного разбирательства;
- вещественные и документальные доказательства;
- свидетельские показания.
На первой стадии рассмотрения находится протокол. Он составляется сразу после обнаружения проступка. Это ускоренный вариант. Для сбора данных должностному лицу обычно дается две недели. Чтобы не нарушить право лица, на которого составлен протокол, должна быть соблюдена следующая последовательность:
- Необходимо объяснить лицу его обязанности и права, согласно ст.25.1 КОАП. В протоколе делается отметка об этом.
- Дать возможность лицу ознакомиться с содержанием, сделать свои замечания, дать, если необходимо, объяснения. Если он с чем-то не согласен, надо об этом указать в тексте.
- В случае неявки участника правонарушения процедура составления протокола пройдет без него. Копия будет направлена ему для ознакомления в трехдневный срок.
- Подписать бумагу должны лица: составляющий и провинившийся. В случае отказа последнего поставить свою подпись, этот факт зафиксируется.
- Под расписку копия короткого конспекта составленного протокола должна быть вручена гражданину.
Как осуществляется
Дело может быть возбуждено постановлением прокурора по результатам проверки или реагирования на жалобы, обращения граждан. Ответственность за нарушение прав может быть объявлена на месте совершения. Выносится предупреждение или назначается штраф. В таком случае протокол не составляется, постановление выносится сразу.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
За разные виды правонарушений предусмотрено семь типов наказаний:
Дополнительная информация! Штраф не применяется к лицам особой группы: военнослужащим, курсантам.
- Предупреждение в письменной форме, если деяние совершено впервые.
- Штраф. Размер зависит от степени злодеяния и суммы прожиточного минимума в данный период (от пяти до 150 тысяч рублей). Сумма штрафа не должна быть меньше стоимости причиненного ущерба.
- Возмещение предмета порчи.
- Конфискация имущества.
- Исправительные работы, труд во время которых не оплачивается. Осуществляются они в свободное от основной деятельности время, не более четырех часов в день, в сумме — не больше двухсот. Не применяется к беременным женщинам, инвалидам.
- Лишение прав на управление автотранспортом — от месяца до трех лет, если автомобиль не является единственным источником дохода.
- Арест на срок до пятнадцати суток. При особо злостных нарушениях возможно задержание на три часа.
Лишение водительских прав
Трудности при определении наказания возникают при производстве дел за неуплату налогов, о нарушении правил ПДД и совершении проступков несовершеннолетними гражданами.
Что необходимо знать
Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
Основные принципы производства по ДОАПН: объективный подход, требования законности, презумпция невиновности, гласность. А также следование основному принципу: «Перед законом все равны».
Доказательства для установления истины должны иметь правовой характер. Они устанавливаются протоколами, объяснениями, заключениями экспертов, показаниями потерпевших, вещественными доказательствами, материалами видео и фотосъемок со средств наблюдения (за движением на дорогах), измерительными приборами.
Кто имеет право на административное задержание? Органы внутренних дел: полиция, военнослужащие, дружинники, дорожный патруль.
Срок давности административных правонарушений меньше, чем при уголовной ответственности. Наказания за такие преступления мягче, к судимости они не приводят. Жалоба рассматривается судьей и имеет такие решения:
- Оставить постановление без изменений.
- Отменить его, отправить дело на доследование.
- Изменить меру наказания.
- Отменить неправомочное постановление.
Обратите внимание! Решение по жалобе тоже не является окончательным, подавать ее можно дважды. Документ вступает в силу после обжалования.
Административный штраф можно заплатить в течение трех месяцев, если материальное положение не позволяет. Отсрочить можно и арест по уважительным причинам. Действие постановления прекращается только в случае амнистии, отмены закона, смерти лица, истечении срока давности, исполнения.
Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyh-pravonaruseniah.html
Производство по делам об административных правонарушениях
Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Участники производства по делам об административных правонарушениях
Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства
Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения
Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Руководящие идеи производства по делам об административных правонарушениях именуются принципами. Это:
- Законность. Производство по делам об административных правонарушениях требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
- Принцип госязыка. Производство по делам об административных правонарушениях должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
- Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
- Открытость производства по делам об административных правонарушениях. Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
- Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:
- Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
- Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
- Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях, движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти.
Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях:
- Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
- повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
- основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения.
Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
- Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
- Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
- Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения.
Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.
В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.
Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:
- Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
- Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу.
Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения». - Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
- Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
- Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку.
Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.
Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).
Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/proizvodstvo_po_delam_ob_administrativnyh_pravonarusheniyah/