Производство в суде надзорной инстанции в гражданском процессе

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции является заключительной стадией обжалования судебных актов нижестоящих судов. Надзор – компетенция Президиума Верховного суда РФ, а основания для отмены или изменения судебных решений предельно ограничены и носят исключительный характер.

Надзорная инстанция есть в любом виде процесса – арбитражном, гражданском, уголовном. Процедура рассмотрения дел в порядке надзора примерно одинаковая, за исключением некоторых процессуальных нюансов. В надзор поступает небольшое количество дел, и решения по большинству из них, особенно если жалоба удовлетворена, формируют важнейшие судебные прецеденты.

Основания для обращения в надзорную инстанцию

Ключевая причина обращения в надзор по гражданским и арбитражным делам – несогласие с решениями нижестоящих судов. Не все судебные акты могут быть рассмотрены надзорной инстанцией. Основные – апелляционные и кассационные определения.

Нельзя обжаловать в порядке надзора решения районных судов и мировых судей, принятые в качестве суда первой инстанции.

Такие дела могут дойти до надзорной инстанции только после того, как пройдут апелляцию и (или) кассацию, и именно решения этих инстанций должны будут стать предметом надзорной жалобы.

Перечень оснований, установленных ГПК, для обращения в надзор предельно краток:

  1. Нарушены гарантированные международным правом или конституционные права и свободы человека и гражданина.
  2. Нарушены публичные интересы либо права и интересы неограниченного круга лиц.
  3. Нарушено единообразие в толковании и применении судами правовых норм (на практике – позиция суда, принявшего оспариваемый судебный акт, расходится с позицией Верховного суда, изложенной в постановлениях Пленума или Президиума). 

Таким образом, при обращении в надзор основания серьезно отличаются от тех, что допускаются при обращении в апелляционную или кассационную инстанцию. При этом мало указать на наличие какого-то основания – нужно пояснить, в чем конкретно оно выражается, как повлияло на принятие обжалуемого судебного акта. И, разумеется, важно подтвердить свою позицию, свои доводы весомыми доказательствами.

В уголовном процессе деятельность надзорной инстанции носит несколько иную роль, нежели по гражданским и арбитражным делам. Во-первых, здесь можно обжаловать непосредственно приговоры и другие итоговые решения районных судов и мировых судей.

Во-вторых, совершенно иначе выглядит перечень оснований для обращения с надзорной жалобой.

По уголовным делам в надзорной инстанции в большинстве случаев обжалуются либо слишком суровые приговоры (стороной защиты), либо слишком мягкие и оправдательные (стороной обвинения).  

Основания для надзорной жалобы по уголовным делам:

  1. Существенные нарушения УК РФ (норм материального права) или УПК РФ (процессуальных норм), которые повлияли на исход дела.
  2. Выявление данных о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Серьезное ограничение на надзорное обжалование – недопустимость ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого прекращено преследование.

Жалобы, влекущие такие последствия, могут быть направлены и приняты к рассмотрению. Однако пересмотр судебных решений возможен лишь при условии, что не прошел 1 год с момента вступления обжалуемого решения в силу.

При этом допускается применение только двух оснований:

  • допущенные нарушения не просто повлияли на исход дела, но и исказили суть правосудия и смысл обжалуемого решения;
  • выявлены данные о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Подготовка и рассмотрение жалобы

По гражданским делам надзорная жалоба должна быть подготовлена не позднее 3 месяцев с момента вступления обжалуемого акта в силу. Она должна быть подана непосредственно в Верховный суд.

жалобы должно отвечать требованиям ст. 391.3 ГПК РФ. Их нарушение (любого плана) влечет возврат жалобы. примерно идентично по структуре апелляционным и кассационным жалобам. Но очень важно сделать акцент на обоснованности жалобы: четко привести основания и подтвердить их наличие доказательствами.

Рассмотрение жалобы – процесс двухэтапный. Первично поступившие материалы изучает один судья Верховного суда. Он решает, передать жалобу на рассмотрение Президиума или вернуть заявителю.

Если жалобе дан ход, она будет рассмотрена на заседании вместе с позицией судьи, который принял решение о таком рассмотрении. Срок пересмотра решений в порядке надзора – 2-3 месяца.

По итогам работы надзорной инстанции обжалуемый акт (акты) может быть отменен или изменен.

В уголовном процессе нет временных рамок для подачи надзорной жалобы. Учитывать нужно только срок, который установлен для допустимости пересмотра, ухудшающего положение осужденного.

Требования к жалобе – ст. 412.1 УПК РФ. Их обязательно нужно соблюсти, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Как и по гражданским делам, очень важно сконцентрироваться на обосновании жалобы – четко изложить основания и доказательства их наличия.

Порядок рассмотрения жалобы по уголовному делу очень схож с работой надзорной инстанции по гражданским делам. Он так же предусматривает 2-этапный процесс.

Сначала жалобу и материалы дела изучает один судья, который принимает решение о дальнейшем движении обращения.

Если жалоба представлена на рассмотрение Президиума ВС РФ, по ней должно быть принято решение в течение 1-2 месяцев со дня поступления в надзор.

В любом процессе (гражданском, уголовном) решение судьи о возврате жалобы без рассмотрения может быть отменено Председателем ВС РФ или его заместителем, а дело, соответственно, передано на рассмотрение надзорной инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что происходит такое редко, но все-таки возможно. Зачастую инициативу в этом проявляет лицо, направившее жалобу.

Надзор пересматривает решения путем их отмены или внесения изменений. Ориентиром служит изложенное в жалобе требование. Дополнительно могут приниматься решения о направлении дела на новое разбирательство в первой инстанции, апелляционной или кассационной.

Источник: https://law03.ru/society/article/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instancii