Субъекты МСУ – Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
1. представительный орган муниципального образования,
2. глава муниципального образования,
3. местная администрация (исполнительно – распорядительный орган),
4. контрольный орган,
5. иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция и др.
Наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов и назначении должностных лиц местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В частности, Федеральный закон 2003г. предусматривает участие представителей органов законодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов (1/3 состава комиссии).
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.
Органы местного самоуправления можно классифицировать: по способу образования (делегирования полномочий); типу исполняемых функций; назначению (специализации); исполняемым полномочиям; способу принятия решений.
По способу образования и делегирования полномочий органы местного самоуправления делятся на выборные и иные. Выборные органы отличаются тем, что население напрямую наделяет их полномочиями по решению вопросов местного значения. Остальные органы создаются для обеспечения этих полномочий. Иные органы получают свои полномочия чаще всего от выборных органов.
По выполняемым функциям органы местного самоуправления делятся на представляющие интересы населения (проектная функция) и реализующие эти интересы (программная функция).
В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений присуще выборным органам, как прямое следствие их природы.
По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией).
Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все или большую часть сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие, как, например, финансовые или управляющие муниципальным имуществом).
Под органами специального назначения понимаются «отраслевые» органы, занимающиеся одной или несколькими сферами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образование, культура и т.д.).
Деление по полномочиям вытекает из классификации самих полномочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:
- собственные полномочия по решению вопросов местного значения;
- полномочия, делегированные органам местного самоуправления органами государственной власти в соответствии с федеральными или региональными законами;
- добровольные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления населением муниципального образования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению.
Объекты местного самоуправления можно отнести:Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования:
1. земля
2. местные природные ресурсы
3. муниципальное движимое и недвижимое имущество
4. финансовые ресурсы органов местного самоуправления
5. имущество и финансовые ресурсы иных хозяйствующих субъектов (в той части, в какой эти ресурсы используются или могут быть использованы для оказания муниципальных услуг)
Состав муниципальной собственности.
Муниципальная собственность – имущество, находящееся в собственности местного сообщества. Термины «муниципальная собственность» и «муниципальное имущество» могут использоваться как идентичные.
Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003г., в состав муниципального имущества входит:
- Имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
- Имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
- Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
В состав муниципальной собственности входят:
– средства местного бюджета;
– муниципальные внебюджетные фонды;
– имущество органов местного самоуправления;
– муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
– муниципальные предприятия и организации;
– муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
– муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
– муниципальные учреждения образования здравоохранения, культуры и спорта;
– другое движимое и недвижимое имущество.
Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на 2 группы:
1. имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность,
2. имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.
Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ними иные сделки.
Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001г., относит к муниципальной собственности:
- Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности
- Земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности
- Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке
- Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления
- Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.
Земли населенных пунктов классифицируются (зонируются) по трем признакам: функциональному, правовому и ценовому.
1. по функциональному признаку (жилые, общественно-деловые, производственные, инженерные и транспортные, рекреационные, сельскохозяйственные, специальные и иные);
2. по правовому признаку принцип ограничения (плотность застройки, этажность, формы собственности, возможность принудительного выкупа недвижимости, условия подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, требования к инженерной защите и благоустройству, установление сервитутов)
3. по ценовому признаку (разная цена земельных участков и ставки арендной платы за землю и объекты недвижимости)
Законодательство устанавливает различные формы землепользования:
1. Постоянное бессрочное пользование
2. Пожизненное наследуемое владение
3. Сервитут (ограниченное пользование чужим земельным участком)
4. Безвозмездное срочное пользование
5. Аренда
В постоянное бессрочно пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Наиболее распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо.
Право пожизненного наследуемого владения Земельным кодексом РФ не предусматривается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.
Использование земли в России является платным и регулируется Федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли. Порядок ее определения утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.
Содержание
Основные способы формирования муниципального имущества
Можно выделить следующие основания возникновения права муниципальной собственности:
1) Разграничение государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность
2) Передача объектов государственной собственности – федеральной и собственности субъектов Федерации – в муниципальную собственность
3) Взимание налогов и сборов, иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет
4) Приобретение имущества путем совершения гражданско-правовых сделок (договора купли-продажи, дарения, мены и д.р.)
5) Объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
6) Разграничение муниципальной собственности
7) Получение доходов, продукции в результате использования муниципальной собственности
8) Иные основания, предусмотренные законодательством
Источник: https://students-library.com/library/read/84784-obekty-i-subekty-mestnogo-samoupravlenia
Субъекты и объекты местного самоуправления
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность.
В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства.
Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Формирование всех систем муниципального управления связано с двумя основными общественными проблемами: » вертикальной» организацией власти и ее взаимосвязями с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением различных видов поселения.
В классовом обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самими населением в различных органиционно-правовых формах.
Местное самоуправление- это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения.
1. Местное самоуправление
Всевозможные формы общественного самоуправления, самоуправления в процессе производства ориентированы на интересы отдельных групп людей.
Вместе с тем граждане вне зависимости от того, в какой партии или организации они состоят, на каком предприятии они работают, имеют общие интересы как жители конкретного города или района, как члены территориального сообщества. Характеристики социально-экономического развития территории проживания являются важнейшими для каждого жителя соответствующей территории.
В круг интересов каждого гражданина входят вопросы:
– комплексное развитие территории;
– воспроизводство отраслей хозяйства и непроизводственной сферы;
– состояние окружающей среды;
– обеспечение занятости населения;
– создание условий для отдыха и интеллектуального развития человека;
– безопасность проживания и др.
Чтобы реализовать эти интересы, необходим специальный институт власти, местная власть, со всеми ее атрибутами – компетенцией, правами, обязанностями, самостоятельным бюджетом и имуществом.
Словом, нужна власть, способная решить большинство возникающих вопросов на месте, не обращаясь за помощью в центр. В ходе исторической эволюции разных стран и народов такой институт сформировался.
Это – местное (территориальное) самоуправление.
Отметим, что территориальное самоуправление не заменяет территориального управления. Последнее, как деятельность, осуществляемая профессионалами госслужащими в том или ином регионе, имеет свою цель – процесс организации производства, размещения и развития производительных сил, а также способы вовлечения в оборот природных ресурсов, исходя из народнохозяйственных интересов.
Местное самоуправление – это совместная деятельность людей, направленная на создание нормальных условий жизни (за счет собственной деятельности), на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, на сохранение и воспроизводство окружающей среды.
Члены сообщества равны, с точки зрения использования природного ландшафта, сложившейся экологической ситуации и т.п.
, поэтому у них появляется общая заинтересованность в улучшении экологической обстановки, обеспечении эффективной занятости населения, экономически обоснованном самообеспечении основными продуктами питания, в создании конкурентоспособных производств, в развитии социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры. Данное сообщество выступает субъектом самоуправления и в процессе своей конкретной деятельности реализует территориальные, местные интересы.
2. Субъекты и объекты местного самоуправления
Для системы местного самоуправления характерно совпадение субъекта и объекта управления. Граждане, составляющие территориальное сообщество, выступают и как субъект и как объект в одном лице.
Законодательство Республики Беларусь предоставляет право гражданам, как субъектам местного самоуправления, непосредственно решать вопросы местного значения.
Основными формами непосредственного участия населения в решении государственных и общественных дел являются референдум и собрание граждан. Понятно, что эти мероприятия должны проводиться с разумной периодичностью.
Поэтому референдумы и собрания граждан проводятся для обсуждения наиболее важных вопросов.
Для повседневного решения текущих вопросов жизнедеятельности местного сообщества формируются представительные и исполнительные и распорядительные органы местного самоуправления.
Объектом местного самоуправления в конечном итоге является местное сообщество, состоящее из граждан, проживающих на территории соответствующей административно – территориальной единицы.
Однако в большинстве случаев управляющее воздействие органов местного самоуправления направлено не напрямую, не непосредственно на граждан, а через воздействие на природно-географическую среду, градообразующую базу территории, ее жизнеобеспечивающую систему.
Природно-географическая среда – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. Законодательство относит к территории административно-территориальной единицы все земли в ее границах независимо от формы собственности и целевого назначения и другие земли, необходимые для развития территорий.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах административно-территориальной единицы.
Законодательством определено участие органов местного самоуправления в решении вопросов использования и охраны водных объектов, лесов, природных ископаемых.
Градообразующая база может быть нескольких типов:
– промышленной, состоящей из крупных промышленных предприятий находящихся на территории административно-территориальной единицы;
– сельскохозяйственной, состоящей из предприятий производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;
– научно-образовательной, состоящей из научно-производственных и учебных заведений;
– транспортной, где основой являются транспортные узлы;
– рекреационной, где главным являются природно-климатические условия; и другие, в соответствии с отраслевой направленностью базы.
Жизнеобеспечивающая система является, в сущности, коммунальным хозяйством.
Под ним понимается комплекс, расположенных на территории административно-территориальной единицы предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять различные потребности населения, а также потребности промышленных предприятий.
Она включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания, здравоохранения, культуры и т.д.
Ведущая отрасль коммунального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает специфическими особенностями производственной и экономико-организационной деятельности, вытекающими из характера технологии производства, реализации и потребления его продукции (услуг).
3. Формы местного самоуправления
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В широком смысле местное самоуправление осуществляется населением или более точно, поскольку речь идет об управлении в границах муниципального образования, жителями конкретной локальной территории.
Для обозначения населения, проживающего в границах муниципального образования и объединенного общими интересами, используется термин “местное сообщество”, получивший некоторое устойчивое распространение.
Реализация населением права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц.
В первом случае процедура принятия решений в формах прямого волеизъявления (местный референдум, сход и т.п.) может быть довольно устойчивой и систематически применяемой для небольших сельских поселений.
В крупных поселениях, особенно в городах, а также в муниципальных образованиях, объединяющих несколько поселений, прямое участие населения в оперативном управлении муниципальным хозяйством практически невозможно.
Конституция РФ (статья 130) предусматривает осуществление местного самоуправления в различных организационных формах, населению предоставлено право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций, население образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения.
Выборными органами местного самоуправления в городах, районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) представителей. Собрание представителей муниципального образования (дума, муниципальный комитет и т.п.) обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.
Наименование, численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
– принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
– утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
– принятие планов (программ) развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
– установление местных налогов и сборов;
– установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
– контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставом муниципального образования, в пределах своих полномочий;
– внесение законопроектов в органы государственной власти.
Постоянно действующим исполнительным органом местного самоуправления является, как правило, администрация муниципального образования (местная администрация). На нее, прежде всего, возлагается текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством.
Местная администрация является юридическим лицом, поэтому:
– имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета;
– может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;
– может быть истцом и ответчиком в суде;
– имеет гербовые и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.
Возглавляет администрацию муниципального образования глава администрации.
Глава администрации (глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Глава местной администрации на принципах единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к его компетенции.
Глава администрации подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления. Функции главы местной администрации следующие:
– организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;
– организует подготовку и исполнение генерального плана развития территории муниципального образования, программы экологической безопасности;
– представляет, в пределах своих полномочий, муниципальное образование в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъекта Федерации, общественными организациями;
Источник: http://referat911.ru/Municipalnoe-pravo/subekty-i-obekty-mestnogo-samoupravleniya/131920-2062212-place1.html